Водные животные
Водные животные в мифологии
Водные животные в мифологии
В мифах индейцев Мезоамерики и Центральных Анд прародительница, хозяйка зверей, по своей природе является лягушкой или черепахой, и, прежде всего, она связана с землей и водой. Встреча с ней всегда происходит у воды. Однако широко распространен не мотив превращения лягушек в женщин и наоборот, а рыб в женщин и женщин в рыб.
Из мифов карибов и араваков Гвианы узнаем о старухе-лягушке - матери или жене ягуара, хранительнице огня и культурных растений, выступающих из ее тела. Герои добывают эти растения для себя и людей. Нередко герои сжигают тело лягушки. А вот у варрау этот сюжет древнее, и в нем древесная лягушка играет роль положительного персонажа: она прячет у себя женщину с ребенком, спасающуюся от разорвавших ее мужа ягуаров.
В Древней Индии лягушки тоже представлялись связанными с водой и дождевой магией. В гимне лягушкам («Ригведа» VII 103) говорится, что лягушки появляются в сезон дождей и подают голос, пробуждённый к жизни богом грозы Парджаньей. "Некоторые исследователи полагают, что гимн Лягушке представляет собой словесную часть ритуала вызывания дождя с помощью Лягушки, известного и в современной Индии". Огонь погребального костра предписывалось заливать таким большим количеством воды, чтобы образовалось болото с лягушками.
В Древнем Китае лягушки почитались с глубокой древности. Статуи лягушек устанавливались даже в императорских дворцах, а поклонение духу зеленой лягушки сохранялось вплоть до XIX в. Лягушка связана с водной стихией, отсюда сюжеты с лягушкой, выпившей озеро или пруд, но вынужденной выпустить воду, лопаясь при виде хохочущего человека. Связь лягушки с луной (см. Жаба) и дождями, обусловила наличие ее изображений на южно-китайских бронзовых барабанах, ибо вызывание дождя было одной из важных ритуальных функций барабанов.
Образ лягушки, само ее происхождение, связаны с землей. По монгольским мифологическим представлениям сам Эрлик, владыка царства мертвых, вытащил ее вместе со змеей и кабаном из земли. Вероятно, она была возвращена в нижний ярус мироздания, потому что устойчивым было представление о том, что земля, имеющая форму диска или квадрата, покоится на брюхе гигантского водяного животного – черепахи или лягушки (Алтан Мелхий, «золотая лягушка»), лапы которого, так же как и стороны квадратной земли, соотносятся с четырьмя сторонами света. Иногда водяное животное держит на себе мировую гору. Эпитет "золотая", постоянно придаваемый мировой лягушке/черепахе, держащим на себе землю, основан на представлении о связи золота с идеей «изначальности (т.е. существования с самых истоков). ... известную роль тут играет и созвучие: алтан дэлхий ("золотая земля") - алтан мэлхий ("золотая лягушка"). Чередование же в этом качестве лягушки и черепахи облегчено тем, что само название черепахи по-монгольски будет яст мэлхий (т.е."костяная лягушка"), а относятся они в данном регионе к одному мифологическому классу". В ойратском эпосе 75 черных мангусов родились в виде лягушат от чудовищной черной бабы, возникшей из пены ядовитого желтого моря.
Лягушка входила в число предков нанайцев. По их словам узоры в виде змеи, лягушки и жабы на праздничных лепешках из черемуховой муки, символизировали их далеких предков, оказывавших помощь сородичам со злыми духами.Лягушка представлялась покровительницей плодородия и помощницей в родах. По сообщению Л.Я. Штернберга, если у гольдов женщина страдала бесплодием, вырезали из березовой коры изображения лягушек и привязывали их к рукам и ногам женщины.
Близнецы Урызмаг и Хамыц рождаются у Дзерассы, дочери Донбеттыра, и Ахсартага, брата-близнеца Ахсара. Хамыц женится на женщине из племени водного царства бценов. Ее отдают при условии, что если ее увидят нарты, она покинет мужа и вернется в родительский дом. Ночью жена обращалась в женщину, а днем - в лягушку, и Хамыц носил ее в кармане или за пазухой. Однажды за это он был высмеян на нихасе, и его жена, не выдержав позора, решила вернуться к родителям. Уходя, она дохнула мужу в спину, и у него между лопатками появилась небольшая опухоль, из которой со временем выскочил раскаленный младенец – их сын Батразд.
В мифологических представлениях славян лягушка была связана с дождевой магией и плодородием земли, входила в круг тотемистических представлений, выступая в роли покровительницы чадородия, охранительницы и защитницы дома и хозяйства. Тот факт, что для жизни и продолжения рода лягушке была необходима вода, настолько тесно связывал этих земноводных с дождями, что лег в основу повсеместных поверий о том, что убийство лягушки вызовет дождь. С этой целью в засуху убивали прыгающих лягушек и блох, нанизывали их на нитку и вывешивали на кусте, приговаривая: "Как эти блохи и лягушки повисли, чтобы тучи повисли". Белорусы Полесья для прекращения засухи производили даже ритуальное захоронение лягушки: убитую лягушку одевали в одежду из тряпочек, клали в коробок и закапывали. Представление о связи лягушки с дождем породило многочисленные приметы: если лягушки по суше прыгают – к дождю, квакают – к ненастью, замолкают – жди скорого дождя и др. Связь лягушек с дождями выражалась не только в предупреждающих их появление "приветствиях", но и в бытовавших представлениях о том, что грозовые тучи, наполнены лягушками, змеями и жабами (их кваканье и шипение воспринимались как гром), которые вместе с дождем выпадали на землю.
В Тибете распространено представление о земле, покоящейся на лягушке. Распластанная лягушка представляет собой основание ручки двузубого тибетского ножа-амулета. "Истоки этого образа следует искать в буддийской мифологии. По одной из легенд, божество Манджушри, обратившись в огромную лягушку, легло на спину и на своем животе утвердило им же созданную землю. Вместе с буддизмом подобные представления проникли в Тибет, а оттуда - в Южную Сибирь".
Связь лягушки с водной стихией и подземным миром сохранилась в тибетских и монгольских сказках, где в роли хранителей водоема и чудовищ-людоедов выступают гигантская золотая лягушка и такая же огромная бирюзовая (или нефритовая) черепаха. В одной тибето-монгольской сказке золотую лягушку вылавливают золотым ковшом из источника, а она оказывается дочерью царя драконов. Характерно, что, выйдя замуж, эта водяная принцесса впоследствии становится матерью "четырех великих владык Джамбудвипы".
В финской мифологии существовали представления о подземных духах маахисах ("жителях земли"), маанвэках ("земном народе"), мааналайсах ("подземных"), имеющих вид лягушек, ящериц, горностаев, кошек и других животных. Они могли встретиться и в антропоморфном виде, но тогда всегда были отмечены физическим безобразием: одна ступня у них повернута назад. Путь в их страну вел по муравьиным тропам, через озера и источники.
У финно-угорских народностей Поволжья лягушка была символом покровительницы домашнего женского дела и особенно ткачества. Мотив этот сохранен в одном из вариантов русской народной сказки «Царевна-Лягушка", где лягушка оборачивается веретеном. В древних зооморфных подвесках женщин-мерянок част мотив лягушачьих лапок.
У эвенков творцом земли была лягушка, вынесшая в своих лапках землю из-под воды. Злое божество выстрелом из лука убило ее. Лягушка перевернулась кверху брюхом и с тех пор лапами поддерживает землю, окруженную со всех сторон водой. Существовало также представление о четырехугольной земле, поддерживаемой четырьмя лягушками или черепахами.
В мифе конных эвенков Забайкалья о создании земли лягушка выступает помощницей Творца земли – выносит в своих лапках землю из-под воды. Однако злой брат Творца убил ее выстрелом из лука, вследствие чего Лягушка перевернулась на спину и с тех пор поддерживает лапками землю, со всех сторон окруженную водами.