Известно, что тяжелая болезнь была знаком призвания духами нового шамана. Выздоровев и обучившись у зрелого шамана бить в бубен и петь шаманские песни, юный шаман приступал к лечению заболевших. Сперва к нему обращались с легкими заболеваниями, но по мере увеличения числа вылечившихся, авторитет нового шамана возрастал. Лечение происходило с помощью длинной стружки, которую шаман срезал с вербы. Ею он обвязывал себе голову, локти, колени и щиколотки. Во время камлания со стружек якобы стекала нечисть, болезни и грязь. Шаман забирал их «на себя». В знак благодарности исцелённые дарили ему нагрудник, расшитый изображениями ящериц, птиц и жаб, а родичи исцелённых - фартуки, юбки, штаны, халаты и обувь. Считалось, что обувь шамана с вышитыми на ней змеями и ящерицами придавала его ногам гибкость и быстроту. Перед камланием над больным шаман намекал родственникам, что хотел бы иметь такую обувь, которую и получал в награду. Когда шаман не мог определить причину болезни, он советовал родственникам заболевшего сделать небольшого деревянного идола сэвэхи, который делался всегда одинаково - с круглой головой и двумя руками и ногами..
Для охраны дома тоже делался сэвэхи мангни. Он изготовлялся только по указанию шамана из обрубка дерева в виде мужчины, с намеченными по бокам и на груди шаманскими зеркалами толи, защищавшими шамана от стрел злых духов и делавшими его неуязвимыми. На туловище вырезались лягушки и ящерицы ехела, означавшие, что сэвэхи живой. Этот идол тоже помогал шаману в камлании и назывался Мангни (с удэгейского "манга" переводится как "сильный"). Его идол описывается В.К. Арсеньевым как антропоморфная скульптура, на голове которой была небольшая сферическая шапочка с широким лезвием на макушке. "Мангни пустотелый, что означает голод. Он должен пожрать черта. Сердце сделано в виде птицы. Оно должно трепетать так, как бьется привязанная за ноги птица. Сбоку — изображение жабы. Без этого знака сэвохи (изображение духа. — Е. Г., И. Ш.) будет безжизненным куском дерева. На ногах вырезаны ящерицы (эхелля) — символы быстрого движения. Ноги должны двигаться так же быстро, как бегают ящерицы в теплый солнечный день. Руки обернуты змеями, чтобы они не были ломкими; на руках — шесть пальцев, чтобы он крепче держал в руке копье, и т. д. ...". У удэгейцев существовал также сэвэхи с головой медведя, помогавший в охоте на дикого зверя. На теле идола изображались две ящерицы, выполнявшие роль охотничьих собак.
Использованная литература:
- Т.Ю. Сем. Образы сакрального времени в шаманизме тунгусоязычных народов Сибири и Дальнего Востока// Время и календарь в традиционной культуре;
- В.Подмаскин, Е. Панкратьев Стать другим. Маски удэгейских шаманов;
- Старцев А.Ф. Культ хозяев природы у тунгусо-маньчжурских этносов Приамурья и Приморья;
- Е.В. Головнева, И. Шанта Визуализация сакрального в культовой скульптуре народов Приамурья (по материалам коллекций В.К. Арсеньева и Б. Баратоши).
Похожие статьи
.