В мифологии саамов конец света связан с небесной охотой громовника  Айеке-Тиермеса. Он преследует белого оленя с золотыми рогами - Мяндаша,  меча в него молнии.  Когда в оленя попадет первая стрела, горы извергнут огонь, реки потекут вспять, иссякнут источники. Когда вторая стрела вопьется в оленя, огонь охватит землю, лед закипит. Когда же собаки Тиермеса схватят оленя и бог вонзит в его сердце нож, звезды падут с небес, утонет солнце, потухнет луна, на земле останется прах.

 

В армянской мифологии конец мира связывается с огромной рыбой Лекеон или Левиатан, которая плавает в мировом океана, окружая своим телом землю.  Рыба стремится поймать свой хвост, но не может, и от этих  ее движений происходят землетрясения. Если рыбе удастся поймать свой хвост, разрушится мир. По другому мифу люди будут постепенно уменьшаться и в конце концов превратятся в карликов ачуч-пачуч, тогда и настанет конец света.

В абхазской мифологии сохраняются сведения о трех катастрофах, которые пережил мир, и трех его обновлениях после гибели. Первая гибель мира - от огня - произошла при карликах ацанах. Они были первыми обитателями Абхазии, занимались охотой и скотоводством. В те времена, когда они жили на абхазской земле, стояло вечное теплое лето, не было ни смерти, ни рождений, ни холода, ни болезней. Но бог разгневался и-за нечестивого отношения к нему, и покрыл  землю ацанов ватным снегом, в который бросил огонь. Так погиб мир ацанов. После ацан появились великаны. Они были уничтожены эпическими героями нартами, которых абхазы  считают своими непосредственными предками. Причиной второй катастрофы послужил всемирный потоп, а  в третий раз мир был разрушен ветром.

По другому мифу из  сказаний о нартах конец света связан с могучим богатырем  Нарджхеу, пожелавшим взять в жены единственную сестру  нартов -  красавицу Гунду. Нарты решили отравить его вином, понимая, что не смогут одолеть его силой, но Нарджхеу процедил вино через свои стальные усы и остался невредим. Он схватил Гунду и умчался на коне. Согласно одной версии, он окаменел вместе с Гундой по заклинанию Сатаней-Гуаша. По другому варианту, их настиг жених Гунды Хважарпыс, но Нарджхеу  победил его в поединке, стрелой расколов ему голову. По проклятью матери побежденного и конь, и Нарджхеу, и Гунда окаменели. Постепенно они погружаются в землю; когда Нарджхеу полностью войдет в землю, наступит конец света.

В мифе африканской народности конго  гибель мира наступит в том случае, если  солнце столкнется  с луной. Земля трепещет, потому что луна уносит прочь души людей и животных. По этой причине солнце и луна находятся в постоянном соперничестве и  преследуют друг друга.

По мифам  угорско-финской народности манси  землю первоначально заселяли богатыри-отыры, но Нуми-Торум, разгневанный их дерзостью, послал пожар и затем потоп (йелпинг-вит, «священ. вода»). В других  мифах упоминается жидкая огненная масса, почти достигавшая неба. Нуми-Торум искупался в огненных водах, помолодел и стал отцом семерых сыновей. Младший из них – Мир-суснэ-хум – покровитель человеческого рода и посредник между людьми и богами. Сходным образом изображался и конец мира: за 7 лет до конца мира все кули и менквы направятся в подземное царство, пожирая по дороге людей. Во время огненного потопа спасутся те, кто подготовит плоты из 7 слоев древесины: 6 слоев сгорят, и останется лишь седьмой; плывущих на плотах без укрытия будут пожирать огромные комары. Спасшиеся проживут еще столько лет, сколько они жили до потопа, а затем превратятся в водяных жучков и, наконец, станут прахом, что и будет полным окончанием мира.

По мифологическим представлениям ненцев гибель мира наступает от постоянного соперничества за первенство между Нумом - богом неба и Нга - божеством подземного мира. Тогда "гибнет земля, скрывается Солнце в темнице Нга, рождается и умирает человек". Считается, что  через каждые семь десятков лет в тундру приходит большая жара, и берега рушатся, а  через каждые две тысячи лет приходит большой потоп, что бы все уничтожить. Этот потоп посылает Хэбидя Хо Ерв (Хозяин Священной березы), единственный дух, с которым не в силах совладать даже сам Нум. Он живет в дупле семиствольной березы, которую он поднимает  через каждые две тысячи лет,  и из-под ее корней разливается по земле вода великого потопа. Люди гибнут, затем они появляются вновь и живут две тысячи лет. Мифы, рассказывающие о временах после потопа, начинаются все одинаково: раньше был обитаемый мир, но он был, почему-то разрушен…

У лесных ненцев есть свой вариант конца света: после того, как люди расселились по своим местам обитания, пришел огонь и горел семь дней. "Люди спаслись от него на острове. Потом с севера пошел лед, стало много воды. Семь дней шла вода. Потом три года было лето, и вода везде высохла, все животные пропали. Потом три года была зима, и от холода умерли те, кто еще не умер, даже люди. Небо с Землей в ту пору поссорились, вместе не жили. Потом Небо говорит Земле: "Как ты будешь жить? Я смотрю сверху - ничего не видно, ни одного человека. Без детей плохо". Земля отвечает: "Надо снова детей найти". Тогда они отрезали от себя кусок мяса и бросили. Появились мужчина и женщина".(2) 

 

 

Использованные материалы:

  1. Мифы народов мира, т., I, II;
  2. Полуэктов А.А. Космогонические представления народов северного Урала.