Вместе с верой в Иисуса представления о воскресении мертвецов, Страшном Суде и наступлении Царствия Божия стали частью христианского мировоззрения. Сам Страшный Суд связывался с «Парусией, или Вторым пришествием Иисуса Христа». На этом суде  «спасенные души будут отделены от проклятых». (1) Апостол Павел в послании к Коринфянам сообщает: "Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а  мы изменимся..." (1-ое Коринфянам, 15:52).

Второй период загробной жизни души откроется после ее соединения со своим воскресшим телом: теперь она  «предстанет на суд, после которого вступит в состояние или вечного блаженства, или вечного мучения».  Описание Страшного Суда подробно изложено как  видение  Григория, ученика преподобного Василия Нового: «Господь взглянул на небо — и оно удалилось от взора его; взглянул на землю — и она бежала от лица Его, будучи осквернена делами человеческими, и наконец совсем скрылась, так что стоявшие на ней оказались в воздухе. Господь опять взглянул на высоту небесную — и небо стало новым; на тверди, вместо прежних светил: солнца, луны и звезд, — явилось новое Светило Незаходимое — Христос Бог наш. Господь взглянул на глубину безмерную — и явилась новая земля, блистающая, как свет, и все на ней изменилось. Господь взглянул на море — и вода тотчас иссякла, превратившись в огонь, от которого поднялось пламя до небес.

 

Все были объяты страхом, потому что пламя это стало жечь и поедать неверных, грешных и идолослужителей, как только Господь взглянул на них, и огненные Ангелы возложили на них свои руки. Но не все нечестивые были ввергнуты в огненное море — некоторых Ангелы пощадили. Я обратился к водившему меня святому Ангелу, и он объяснил мне, что это те из иудеев, которые веровали в Божественный промысл и не поклонялись идолам. Исполнилось слово Божие, написанное в Евангелии: «там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8, 12). Из огненного моря, куда были ввержены нечестивцы, слышен был плач, и вопль, и рыдание. ...Оставшиеся же невредимыми радовались, что приняли Закон Божий и хранили его.

После этого Господь воззрел на восток. Ангелы затрубили, и те из них, которые были на восточной стороне, разошлись по всей вселенной и, где только встречали людей со светлыми лицами, с великою радостью целовали их. Так обошли они с быстротою молнии всю землю и, отделивши избранников Божиих от грешников, поставили их по правую сторону Судии. После этого Господь воззрел на север и на юг, и Ангелы Божии привели оставшихся и поставили их по левую сторону; было их бесчисленное множество, как песок морской. Стоявшие по правую сторону Судии сияли неизреченным светом, а стоявшие по левую были мрачны». (2)  Так представлялся христианам Страшный Суд,  отделение праведников от грешников для жизни вечной и справедливой в наступившем Царствии Божьем.

Страшный Суд признается и исламом и связывается с концом света, к которому приведут в числе прочего безбожие, забвение традиций и обычаев отцов и дедов, неуважение к духовенству. Признается также и малый суд или могильное наказание, которое совершается над умершим сразу после его смерти двумя ангелами - Мункаром и Накиром. Они вопрошают умерших о вере. "Мученики тотчас отправляются в рай, остальные - в своего рода чистилище". (1) Иными словами,  если умерший заслужил награду за праведно прожитую жизнь, могила становится для него  преддверием райского сада, если наказание - преддверием ада. Самое жестокое наказание ожидает не виновных в какого-либо роде преступлений, а тех, кто уличен в неверии, безбожников: "Если бы ты видел, как завершают жизнь тех, которые не веровали, ангелы - они бьют их по лицу и по спинам: "Вкусите наказание пожара!" (Коран, 8:50/52).

По еще одному представлению душа попадает после смерти     в место ожидания «барзах» (преграда), где и пребывает до Судного дня, причем души мусульман попадают на небеса, а души неверных в колодец Барахут в Хадрамауте. И наконец в день, когда вся Вселенная разрушится (киямет) все умершие предстанут перед Аллахом для суда: "И когда наступит день самой большой катастрофы - день Воскресения, день, когда человек вспомнит все свои труды и покажется огонь вечных мук, те, кто уклонялись и предпочли жизнь мирскую, им место в огне геенны, а те, кто страшились Господа и удерживали свои страсти - им место в раю" (сура Наз'ат, стих 34-41). Сам день страшного суда мусульманам неизвестен: «Не знает тот, кто в небесах и на земле, скрытого, кроме Аллаха, и не знают они когда будут воскрешены» (Коран 27:66(65).

 Признаками наступления Судного дня будут громкий рев и вой, солнце взойдет на западе и после полудня сядет опять на западе, Земля сотрясется: «Когда же подуют в Рог всего один раз земля и горы будут подняты и превратятся в прах за один раз, в тот день наступит Событие (День воскресения)". (Коран, 69:13-15) И далее: «В тот день затрубят в Рог, и вы придете толпами, и небо раскроется и станет вратами, и горы придут в движение и станут маревом». (Коран, 78:18-20)  О конце света много сказано также  во многих Хадисах. Так, по словам Пророка: "Великий Аллах в Судный день разрушит вселенную, как разрушается минарет...", "Земля начнет трястись, со всем что на ней", "Будет высокая тем­пература и все, даже вода будет гореть, солнце приблизится к земле", "Все во вселенной перемешается, все планеты тоже". 

О том, каким представляли себе  конец Света зороастрийцы, мы узнаем из учения Заратуштры. Окончание нынешнего состояния мира  - Судный день -  называется Фрашегирд (древнеперс. «Чудо-делание»). Вэтот день «все умершие воскреснут и явятся на Последний суд, на котором праведные будут окончательно отделены от грешных. В этот день боги расплавят весь металл в горах, и он потечет на землю огненной рекой. Все люди должны будут пройти через эту реку, и «для праведных она покажется парным молоком, а нечестивым будет казаться, что они во плоти идут сквозь расплавленный металл». Таким образом все грешники переживут вторую смерть и навеки исчезнут с лица земли. Затем река расплавленного металла потечет в ад, убьет Ангро-Майнью и сожжет последние остатки зла в мире.

Тогда Ахура-Мазда и шесть благих богов торжественно совершат последнее духовное богослужениеи последнее жертвоприношение (после которого смерти вообще не будет). Они приготовят мистический напиток – «белую хаому» - который даст всем, кто вкусит его, бессмертие. Тогда люди станут такими же, как Бессмертные Святые – едиными в мыслях, словах и делах, нестареющими, не знающими болезней и тления, вечно радующимися в Царстве Бога на земле». (1)

Таким образом в современных религиозных системах идея суда над душой умершего с целью воздаяния за прожитую жизнь, была объединена с эсхатологическими представлениями и поставлена в зависимость от последних, основой которых послужили звездные расчеты вавилонян и индийское учение о югах, в конце каждой из которых наступала пралайя - гибель существующего мира. Знание о периодах, по окончании которых мир разрушался под действием сил одного из стихийных элементов, существовало и у индейцев. Наконец,  вавилоняне даже рассчитали, что «очищение мира от скверны может осуществляться не только водой, но и огнем. Они рассчитали даже, что эти катастрофы должны повторяться каждые 1 753 005 лет; тогда   "все звезды собираются вместе в 30-и градусе Рака или первом градусе Льваи происходит исполнение всего…". Когда они встречаются в Раке (водный знак), наступает потоп, во Льве (огненный знак) – мировой пожар». По еще одной версии  потоп наступает при собрании планет в Козероге, знаке, противоположном Раку. И далее: "Соседи-индийцы переняли и эти представления. Они рассчитывали маха-юги (4 320 000 лет) и иные периоды, по истечении которых мир должен обновляться. Должно появляться новое человечество, к которому должен прийти новый учитель и Спаситель...". (3) 

 

 

Использованные материалы:

  1. Энциклопедия мистических терминов;
  2. Посмертные мытарства души и Страшный Суд Божий, изд. Даниловский Благовестник;
  3. Тринадцать врат эзотерики. Е. Колесов.