Back to Top

Сайт посвящен мифологическим представлениям народов мира

Загробный мир

Загробный мир в мифологии

Конец света. Часть 3

В древнеегипетской мифологии нет сказаний о конце света, возможно, потому что подобие такого конца наступало ежегодно, когда египетская земля покрывалась водами разлива на три месяца. С древнейших времен сохраняется представление о первобытном океане Нун, из которого Ра-Атум начинает сотворение мира: «Не существовало еще небо и не существовала земля. Не было  еще ни почвы, ни змей в этом месте. Я сотворил их там из Нуна, из небытия».  

Конец света. Часть 4

Космологические сюжеты отражены в буддийских сутрах, в частности, в палийском каноне, описывающем конец света в периодических разрушениях мира в конце одной кальпы (пали – каппы) и его воссоздания в начале следующей. «Когда каппа погибает от огня, то вначале поднимается великая туча, уничтожающая каппу... Пойдет сильный дождь. Обрадованные люди, набрав семян, станут сеять». Однако, как только «всходы будут достаточными для корма коров», дожди прекратятся и наступит засуха: «Через долгое время после того, как прекратится дождь возникнет второе солнце. И когда возникнет второе солнце, не будет разграниченья ночью. Одно солнце взойдет, другое зайдет. В мире будет нестерпимый жар».  Когда светило первое солнце, на котором находился божий сын Сурийо, на небе были облака и пары. На втором солнце, губящим каппу, Сурийо уже не находится, и на небе с  появлением второго солнца исчезнут все облака, «оно станет чисто, как зеркало». Все реки, за исключением пяти самых полноводных пересохнут. 

Конец света. Часть 5

В ламаизме, северной разновидности буддизма,  представление о конце света включает в себя  учение о малом и большом конце. Под первым понимается конец жизни для всех  инакомыслящих. В указанный богами срок вместе с Буддой на Землю явится войско, возглавляемое владыкой Шамбалы – Ригден-Джа-по. Бесчисленное войско устроит священную войну против всех неверных. В ходе битвы будут уничтожены все те, кто не является буддистами. В уничтожении неверных будут участвовать также крысы, мыши, змеи, дикие животные и железные птицы. В ходе большого конца света будут истреблены все материальные тела, но это случится только после смерти последнего Будды, который будет носить имя Ваджрапани.

Конец света. Часть 6

Учение о конце света - нескольких, сменявших друг друга и заканчивавшихся катастрофой мировых периодов, было известно и индейцам Месоамерики. Тольтеки,  появившиеся в Месоамерике в 7 в., имели развитую мифологическую систему, в которой до начала эр, которых насчитывалось четыре, верховный бог Тонакатекутли и его жена Тонакасиуатль  создали 4-х сыновей: красного и черного Тескатлипок, Кецалькоатля и Уицилопочтли.

Конец света. Часть 7

Очень интересна  космогоническая  модель сменяющих друг друга миров в мифологии североамериканского племени индейцев хопи. Пророчества о конце света, хранимые старейшинами этого племени, в недавнем прошлом стали известны широкой общественности. Мы узнаем из космогонического мифа хопи об изначальном существовании   бесконечного, безвременного и безжизненного пространства, в котором находился творец Тайова. По-видимому, он все же не был одинок в этой вселенской пустоте, потому что сотворенный им помощник  является его племянником, и, следовательно, сыном его брата или сестры, о существовании которого (или которой) миф умалчивает. Помощник по имени Сотукнанг, нужен был творцу для реализации плана создания мира. И пустое пространство была на самом деле не совсем  пустым. Во всяком случае в нем существовали такие первоэлементы, как земля, вода и воздух.

Конец света. Часть 8

В германо-скандинавской мифологии после гибели богов настает день конца света - Рагнарёк, тьма или сумерки богов (от regin, род. п. мн. ч. ragna, лат. deus, potestas, бог, власть и röckr, сумерки, тьма). Верховные боги добра – асы сойдутся в последней битве с силами зла - богами зла и  хтоническими чудовищами. Этой последней битвы предшествовали эпоха мира, эпоха, когда были введены разные общественные уклады, эпоха увеличения насилия и эпоха 3-хлетнего владычество брани и убийств:  "Братья начнут / биться друг с другом, / родичи близкие / в распрях погибнут; / тягостно в мире, / великий блуд, / век мечей и секир, / треснут щиты, век бурь и волков / до гибели мира; / щадить человека /человек не станет". Затем на три года наступит зима с суровыми ветрами и нестерпимыми холодами.  Это время Эдда называет волчьим. Два волка поглотят солнце и месяц, тогда затрубит в свой рог Хеймдаль, страж богов, созывая асов на битву с силами зла. Происходят землетрясения и море заливает землю: "Ёрмунганд гневно / поворотился; / змей бьет о волны". С юга надвигается Сурт "с губящим ветви", т.е. с огнем, "рушатся горы... в Хель идут люди, расколото небо".

Конец света. Часть 9

В мифологии саамов конец света связан с небесной охотой громовника  Айеке-Тиермеса. Он преследует белого оленя с золотыми рогами - Мяндаша,  меча в него молнии.  Когда в оленя попадет первая стрела, горы извергнут огонь, реки потекут вспять, иссякнут источники. Когда вторая стрела вопьется в оленя, огонь охватит землю, лед закипит. Когда же собаки Тиермеса схватят оленя и бог вонзит в его сердце нож, звезды падут с небес, утонет солнце, потухнет луна, на земле останется прах.

Конец света. Часть 10

В монгольской мифологии конец света тоже связан со сменой эпох. Первым управителем мира по праву старшинства был Шиги. "Время его правления было самое блаженное: люди жили по десяткам тысяч лет среди покоя и радости, не возмущаемые ничем, самые стихии находились тогда в постоянной гармонии друг с другом и умножали счастие обитателей земли. При последующих пяти правителях, мир мало помалу начал клониться к упадку, так что при воцарении седьмого — современного нам, — Шигемуни, люди стали жить не более ста лет и сделались игралищем своих страстей". По истечении пятидесяти тысяч лет время жизни человека уменьшится до десяти годов и люди при этом "не будут отличаться от бессловесных животных".

Страница 3 из 3