Лиана в мифологииВ индейской традиции лиана связывается с женским образом "Зеленой змеи", способствующей проникновению в мир духов. На территории Мексики и южных штатов США по стволам деревьев вьется травянистый стебель лианы  Ололиуки или Ололюки, известной также под названием Утренняя роса или Утреннеее сияние.

Это  - вьюнок Turbina corymbosa, с тонкими сердцевидными листьями, белые цветы которого имеют форму трубы. На старинном рисунке это растение изображено как вьюнок ипомея (Morning Glory).

Один испанский отчет, написанный вскоре после конкисты, утверждал, что у астеков есть «трава, называемая coatl-xoxo ihqui (зеленая змея), которая дает семена, называемые ололиуки». Действительно, на языке науатль это растение называется coaxihuitl — «растение-змея», а «ололиуки»  - это название его маленьких, коричневых, овальных семян, которое буквально означает «круглая вещь».

 

 

Употребление  этого вьюнка зафиксировано у племен штата Оахаса. В этом штате семена называют Piule, хотя в каждом племени для них есть свое название. В семенах этого вьюнка находятся эргин и эрголин, сходный по структуре с ЛСД. Напиток, позволяющий перенестись в иную реальность, изготовляется из измельченных семян, настоенных в воде.

Жрецы использовали экстракт ололюки, для обретения дара ясновидения. в религиозных церемониях и магических целительских практиках.  Выпив его, они предсказывали судьбу, помогали найти потерянную  вещь или установить причину болезни обратившегося в ним человека.  Его давали  испить подозреваемому в совершении дурного поступка, чтобы заставить его сказать правду. В наше время семена ололиуки используются в основном сапотекскими шаманами, как правило, с целью лечения болезней.

Следует сказать, что употребление галлюциногенных растений всегда было у индейцев ритуальным и расценивалось как священнодействие. К нему готовились заранее, соблюдая ограничения в приеме пище и половой жизни.  В  визионерское путешествие отправлялись для того, чтобы «увидеть» и «познать» тайны бытия. Священные растения устраняли барьеры между человеческим миром и миром богов и духов и, благодаря им человек обретал мудрость и знание.

Это питье и поныне употребляют в глухих районах Южной Мексики сапотеки, чинантеки, масатеки и миштеки  почти не подвергшиеся христианскому влиянию. Индейцы называют его «пиум». Это слово также имеет ацтекское происхождение и обозначает «маленькое опьяняющее средство» или «маленький опьяняющий яд». Жрецы использовали семена ололиуки для изготовления мазей, которые втирались человеку, чтобы сделать его бесстрашным или успокоить боль. Ололиуки употребляют по ночам, и, в отличие от пейота и грибов, делают это в одиночестве, в тихом уединенном месте.

 

Использованные материалы:

  1.  Барбара Уокер. Символы, сакралии, таинства;
  2.  Невилл Друри. Шаманизм.