Друиды верили, что падуб был священным деревом, способным защитить от молнии и считали плохой приметой рубить это дерево. В «Beth-Luis-Nion» - алфавите деревьев друидов, падуб (Tinne) и буква Т наделялись властью над восьмым месяцем после зимнего солнцестояния. Дуб считался управителем прибывающей части года, а падуб, заменивший собой вечнозеленый красный или кермесоносный, каменный дуб, - убывающей части. Месяц дуба начинался 10 июня и заканчивался 7 июля. На этот месяц попадал день летнего солнцестояния – 24 июня, когда «царя-дуба сжигали заживо, принося его в жертву.
Красный дуб был вечнозеленым близнецом обыкновенного дуба, и «его классические греческие названия – prinos и hysge – сегодня используются и для падуба. У него колючие листья, и на нем кормятся красные насекомые, похожие на ягоды (когда-то их считали его плодами); из насекомых этих в древности приготовляли царский пурпур и возбуждающий элексир». Падуб всегда рос на Британских островах и в зимнее время, когда дуб, сбросив листву, погружался в сон, падуб, его младший брат, выступал на первый план. Красный дуб появился в Британии лишь в 16 в, и неудивительно, что в алфавите деревьев он был вытеснен привычным падубом.
В ирландской поэзии образ падуба был очень популярен. Воспевались белизна цветка падуба, алый цвет его ягод, острота шипов и горечь коры. В «Песне лесных деревьев» и в «Гимне падубу» утверждалось, что падуб — лучшее из всех деревьев: «Из всех деревьев, что растут в лесу, Достоин падуб лишь носить корону».
Первое эпическое упоминание падуба мы находим в ирландском «Сказании о Гавейне и Зеленом Рыцаре». Зеленый рыцарь — это бессмертный великан с дубинкой из падуба. Зеленый рыцарь и сэр Гавейн, который обрисован как герой Кухулин, заключают соглашение, что по очереди обезглавят друг друга в день середины зимы и середины лета. Но рыцарь-падуб пощадил короля-дуба.
Однако вечнозеленый дуб, которого заменил падуб, был кровавым дубом. К примеру, вечнозеленая дубовая роща в Коринфе была посвящена кровожадным фуриям. «Dann или Tann – кельтское слово, обозначающее священное дерево. В Галлии и Британии оно обозначало «дуб», в кельтской Германии – «пихту», в Корнуолле glas-tann (зеленое, священное дерево) обозначало вечно-зеленый каменный дуб, а английское слово «дубить» (to tan) возникло из обычая использовать для дубления его кору. Однако в Италии во время зимних сатурналий земледельцы издревле использовали падуб, а не вечнозеленый дуб».
Галлы именовали своего бога-громовержца именем Таннус. У этрусков бог-громовержец, вооруженный огненным трезубцем, был известен как Тин, «культ которого этруски взяли у гаэльских племен, среди которых поселились».
Использованные материалы:
- Р. Грейвс. Белая Богиня.