Олива в мифологииПлоды оливы были источником масла и выращивание олив имело важнейшее значение. Миф гласит, что между Афиной и Посейдоном возник спор, за власть над Афинами. Посейдон, ударив трезубцем, выбил источник пресной воды на Акрополе, а Афина вырастила оливу. Жители Афин отдали предпочтение богине. Эта священная олива, посаженная самой Афиной, находилась в Пандросейоне – храме, построенном на Акрополе. Одним из имен Афины было Пандроса («всевлажная»). Оливы были священными деревьями Афины и именовались  «деревьями судьбы», причем «сама Афина мыслилась как судьба и Великая богиня-мать, которая известна в архаической мифологии как родительница и губительница всего живого».

Тот, факт, что Афина принесла оливу, подтверждает ливийское происхождение мифа об Афине - рождение самой богини в Ливии, «однако принести она могла только ветвь, поскольку культурные оливы не плодоносят и для получения урожая их нужно привить к диким оливковым деревьям».  Именно в Ливии миртовые нимфы, дети Гермеса, научили Аристея, сына Кирены, «облагораживать дикую маслину». Из Ливии Аристей перебрался в Грецию, посетил многие острова и «несколько лет провел в Сицилии, где ему воздавали божественные почести, особенно те, кто выращивал оливы». Однако широкое распространение культуры оливы на Сицилии связано с появлением в позднемикенскую эпоху на южном побережье острова эллинских колоний.

 

 

Р. Грейвс указывает, что имя «Аристей» было «культовым титулом Аркадского и Кеосского Зевса», и считает возможным отождествить Аристея с «Зевсом Морием, который отвечал за распределение черенков священной оливы, происшедшей от той, которую посадила Афина в афинском Акрополе». Титул «Аристей» принадлежал не только Зевсу,  в других местах он принадлежал Аполлону и Гермесу и был распространен не только в Сицилии, но и на Сардинии, на Кеосе, в Беотии, Фессалии, Македонии и Аркадии.

Олива в мифологииКадуцей, (греч. керюкей) Гермеса представлял собой деревянный жезл из оливы или лавра "обвитый глядящими друг на друга змеями". (Schol. Thuc. I 53) На самом деле этими «змеями» были белые ленты, которых народная вера превратила в змей, потому что Гермес был глашатаем бога подземного мира Гадеса. Первый кадуцей был изготовлен Гефестом для Гермеса (Schol. Hom. II. II 102), передавшего его Керику (сыну Гермеса и Пандросы), от которого пошел род глашатаев. Кадуцей и до настоящего времени служит для мирного разрешения споров, служит эмблемой торговли.

В древности в день летнего солнцестояния «Зевса-Геракла перед смертью от руки таниста посыпали дубовыми листьями и вручали ему яблоневую ветвь». В день зимнего солнцеворота «ему вручалась ветвь дикой оливы как приз за одержанную победу и признак царской власти. Замена яблоневой ветви оливковой – олива считалось деревом, отпугивающим злых духов, - свидетельствует о запрещении этого смертельного поединка и переходе от счета по полугодиям к счету по Великим годам».

Учредив Олимпийские игры, Геракл увенчивал победителей ветвью дикой маслины. На себя он водрузил венок, сплетенный из ветвей дикой оливы, после того, как освободил Прометея: «после освобождения Прометею велено было носить ивовый венок, а Геракл, чтобы составить ему компанию, стал носить венок, сплетенный из веток дикой оливы".

Оливы окружают жертвенники Асклепия на о. Кос. В Мегарах они растут вокруг святилища Ино. В Эпидавре святилище Гернефо, дочери гераклида Темена,  сплошь заросло дикой маслиной В память о ней «ввели различные формы поклонения и установили законы, чтобы от растущих здесь маслин, равно и от других деревьев, имеющихся здесь, никто не уносил домой сломанных ветвей и не пользовался ими с какой-либо другой целью, но оставлял на месте, считая, что они  посвящены Гирнефо".

Использованные материалы:

  1. Мифология. Большой энциклопедический словарь:
  2. Р. Грейвс. Мифы Древней Греции;
  3. Павсаний. Описание Эллады, книги I, III, XXVIII.