ИваВ Средней Азии с ивой были связаны представления о плодородии и возрождении. В узбекском поселении Сапаллитепа было найдено женское захоронение, скелет которого был осыпан небольшими веточками ивы. Такой же вид имело и мужское захоронение. У  узбеков-сартов окрестностей Маргилана существовал обычай, по которому  сыновья умершего бросали ивовые посохи, «на которые они опирались во время оплакивания как дома, так и по дороге на кладбище», в наружную камеру могилы.

Ива, как символ плодородия,  была атрибутом девичьих гуляний у узбеков-сартов. Эти гулянья носили название «праздник маков». Нарядные девушки, многие в красных платьях, собирались на холме, танцевали под аккомпанемент бубна, собирали маки и плели из них венки, вплетая вместе с маками «сорванную с веточек тала (ивы) кожицу с листочками».

У таджиков Каратегина и Дарваза существовал обычай вбивать ивовые колья в могилу у изголовья захороненного. Считалось хорошей приметой, «если эти намогильные палки зазеленеют». В новогодних ритуалах таджики использовали "специально сорванные ветви ивы,  служившие магическим средством, способствовавшим плодородию злаков".

 

 

В бурятском космогоническом мифе Мать-Божество, зародившаяся у основания золотой ивы, сотворила из морских пучин рыбу Кита и водрузила на ее спину землю. В пятнах на луне буряты видели куст ивы и девушку с ведром, уцепившуюся за этот куст, когда луна поднимала ее.

В монгольской мифологии существовало представление о священной горе Бурхан-халдун («бог-ива») – ивовом холме, на склоне которого по легенде был захоронен Чингис-хан.

В Древнем Китае ива была однозначно весенним эротическим символом: жрицы любви назывались «цветы и ивы». Женская талия носила название «ива», юную девушку называли «нежная ива», «свежий цветок». Ветви ивы служили оберегом, охраняющим от демонов и их вывешивали на воротах. Буддисты считали, что ивовые ветки, окропленные водой, приобретают очистительные свойства. Из ивового дерева прорицатели изготовляли идолов, через посредство которых они общались с миром духов. Участники обрядов  вызывания дождя носили на головах ивовые венки.

В сентябре, во время празднования праздника Ю-пинь, проходившего в первую половину месяца, в полнолуние отмечался день рождения луны, посвященный лунной богине Чанъе и собранному урожаю. Китайские маги гадали по воде, используя жезлы из ивового дерева.

Обычными атрибутами подательницы детей и спасительницы от любых бедствий - богини Гуань-инь были кувшин с веткой ивы, трезубец, веревка (символ спасения от бед), книга («Праджняпарамита»), четки, посох, юбка из тигровой шкуры (символ бесстрашия). У тысячерукого изображения на ладони каждой руки глаз; глазами Гуань-инь видит одновременно всех находящихся в беде в бесчисленных мирах вселенной, руками спасает их.

Использованные материалы:

  1. Е.В. Антонова. Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии;
  2. Б.Х. Карамышева. Архаическая символика в погребально-поминальной обрядности узбеков Ферганы // Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии;
  3. О.А. Сухарева. Празднества цветов у равнинных таджиков (конец XIX – начало  XX в.) // Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии;
  4. Н.П. Лобачева. К истории календарных обрядов у земледельцев Средней Азии // Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии;
  5. В.В. Евсюков. Восточно-азиатский палеолитический миф о сотворении земли
  6. Мифология. Большой энциклопедический словарь.