ИваВенок из ветвей ивы выступил символом поражения, которое Ахелой, бог одноименной реки, потерпел от Геракла в соперничестве за руку Деяниры. В пылу схватки Ахелой принимал образы  пятнистого змея, быка и человека с бычьей головой, но Геракл сломал его правый рог.  "Опозоренный Ахелой ретировался, скрывая недостающий рог под венком из ивовых ветвей».

Гадание по ивовым прутьям было известно фракийцам,  кельтам, как об этом свидетельствует Тацит ("Германия" X), и скифам (Геродот, I). Известный миф о фракийском царе Терее, его жене Прокне и ее сестре  Филомеле по мнению Р. Грейвса обязан своим происхождением неправильно понятым росписям  одного из храмов Давлиды, вторгшимися  туда фокидцами.  На храмовых росписях были изображены «различные местные методы гаданий». По мифу Филомела, подвергшаяся надругательству со стороны Терея, который к тому же отрезает ей язык, чтобы она не смогла рассказать об этом сестре, сообщает ей о своем рабском положении, вплетя тайное послание в узоры брачного одеяния для Филомелы.

 

 

На основание сцен, показанных на росписи, Грейвс объясняет, что «отрезанный язык» в действительности был лавровым листом, который жрец подает жрице, бессвязно бормочущей в пророческом трансе. «Вплетение букв в брачное одеяние – еще одна неправильно понятая сцена, в которой жрица бросает на белую ткань несколько ивовых прутиков... прутики должны принять форму букв, которые читает жрица».

Трагическое звучание мифа усиливается убийством Прокной своего сына Итиса, приготовленные части тела которого, она подает Терею. Грейвс объясняет эту сцену «поедания» плоти собственного сына, как неправильно понятое гадание  по внутренностям: «ивовая жрица гадает по внутренностям ребенка, принесенного в жертву для того, чтобы принести удачу царю".

Геродот сообщает, что предсказатели скифов гадали с помощью ивовых прутьев: «Приносят огромные связки прутьев и кладут на землю. Затем развязывают пучки и каждый прут один за другим раскладывают в ряд по одному и опять складывают. При этом гадатели вновь собирают прутья по одному и опять складывают. Этот способ гадания у них унаследован от предков».

В хеттской мифологии ива выступает древом жизни. Хеттское название дерева (eia)  и русское ива восходят к одному и тому же источнику. В хеттском  ритуальном  тексте, связанном с культом умирающего и воскресающего бога, перед Телепинусом воздвигают вечнозеленое дерево eia,   с ветвей которого «свешивается руно овцы, внутри же него помещается овечий жир, внутри него – зерно (бога) полей и вино, внутри него бык и овца, внутри него помещаются долгие годы (жизни) и потомство».

 

Использованные материалы:

  1. Р.Грейвс. Мифы Древней Греции;
  2. Геродот, IV, 67;
  3. Мифы народов мира, т. I.