Табак в мифологииСуществует много мифов о происхождении табака. У южноамериканских племен тоба и палага сокол (ястреб) Караншо, культурный герой многих мифов, помогает детям убить свою мать-людоедку, ягуара. Он учит детей выдолбить ствол дерева и спрятаться в дупле вместе с ним.  Когда женщина-ягуар начинает когтить ствол, ее когти увязают в древесине, и соколу остается вылезти и убить ее. «Труп сжигают на костре. Через четыре-пять дней из золы прорастает какое-то растение. Именно так появился табак».

В мифе терена жена-колдунья объявляет мужу, что желает его съесть. Муж спасается бегством и обегает яму – западню, которую сам же когда-то вырыл, а преследующая его жена  падает в яму.  «Мужчина засыпает яму и начинает наблюдать за ней. Из земли пробивается неизвестное растение. Будучи любопытным мужчина высушивает его листья на солнце, а когда приходит ночь, он в большой тайне курит их. Соплеменники застают его за этим занятием и начинают расспрашивать. Таким образом, люди стали пользоваться табаком».

 

 

В одном мифе бороро сына женщины от змеи боа, имевшего вид змея, люди убивают и сжигают его труп на костре: «из пепла рождаются уруку, хвойное деерво, табак, маис и хлопок». В другом мифе табак обнаруживает рыбак, вспоров брюхо рыбе. Он начинает курить по ночам, потом делится табаком со своими товарищами. «Но индейцы проглатывали дым, вместо того, чтобы выдыхать его». Сверхъестественный дух учит их курить правильно: «Сделайте сперва: пуфф... приговаривая: дедушка получай дым и отведи от меня зло! В противном случае вы будете наказаны ибо табак принадлежит мне».

«Индейцы кампа, живущие на востоке перуанских джунглей, в качестве шаманского снадобья принимают смесь табака и аяхуаски, но табак сам по себе тоже считается у них источником силы. Сочетание табака и лианы банистериопсис, используемое в ночных ритуалах, вызывает измененное состояние сознания, при котором голос шамана приобретает жуткое звучание». Шаман, впав в состояние транса,  начинает петь. Это означает, что он  вступил в контакт с духами и слова песни являются словами самого духа.

Шаман (виширату) индейцев племени варао, желая вызвать у себя состояние наркотического транса, постится в течение определенного времени, а затем курит большие сигары из крепкого дикого табака. Цель его трансового путешествия, вызванного курением табака,  – добраться до  Высших Духов (канобов), обитающих в горах на краю мира. Это путешествие сопряжено с большими трудностями, преодолев которые шаман достигает своей цели.

В мифе северо-американских алгонкинов некогда море вспенилось, «и эта пена дала жизнь мальчику. На следующий день зеленое дерево, словно плод, родило девочку. От этой выросшей пары родилось много людей. Но наступили годы неурожая и голода, и первая женщина принесла себя в жертву земле, некогда породившей ее. Из одной кучки костей, закопанных в землю, вырос табак - покровитель мужчин племени, из другой - маис - покровитель женщин».

Использованные материалы:

  1. Клод Леви-Строс. Мифологики. Том 1. Сырое и приготовленное;
  2. Невилл Друри. Шаманизм;
  3. Гекман Л. П.Мифология и фольклор Алтая: Учебное пособие для студентов вузов искусств и культуры.