ТраваТравы, в силу присущего им свойства быть одновременно целебными и ядовитыми, играют важную роль в мифах, легендах и сказках. Это же свойство обусловливает их связь как с добрыми, так и со злыми силами природы.

В древности верили, что сила трав проистекает от контакта со сверхъестественными существами, к примеру, с феями, что планеты, солнце и Луна придают травам особые свойства и силы. «Считалось, что метафизические свойства лунного эфира передаются травам», и по этой причине «считалось верным собирать травы только при свете полной Луны».

Известная по греческому мифу борьба гигантов с богами закончилась поражением гигантов из-за того, что они лишились волшебной травы. Рок судил богам, что они не смогут победить гигантов, если им на помощь придет смертный. Узнав об этом, Гея стала искать волшебную траву, но Зевс запретил светить Эос, Селене и Гелиосу, и успел раньше Геи срезать эту траву.

 

 

Весенний месяц май был месяцем цветения трав, что обусловило древнерусскоеназвание этого месяца –травный. Украинцы называли май  – травень,  чехи – квитень или травень,  сербы – травень, цветан,  болгары – летень,  хорваты – розоцвет, розняк, велик травень, а поляки–  зелень. В Древнем Риме почиталась богиня весеннего цветения и цветов Флора, праздник посвященный ей – флоралии – справлялся с 28 апреля по 1 мая. В период Золотого века она была известна как нимфа Хлорида (Chloris - зеленящая), которую похитил западный ветер и сделал своей супругой, подарив ей вечную весну и вечную юность.

Флоралии совпадали по времени с Вальпургиевой ночью – времени ведьминских шабашей и то, что Флора-Хлорида на своем празднике именовалась распутницей – Meretrix, а  в праздничных торжествах огромную роль играли гетеры, тоже соотносит древнеримский праздник с оргией, устраиваемой ведьмами вместе со своими партнерами – нечистой силой. Считалось, что именно в Вальпургиевую ночь – с 30 апреля по 1 мая – травы обретали свою чудесную силу.  

В средние века в эту ночь в Германии проводилась магическая церемония изгнания ведьм. С этой целью разжигались костры, на которых иногда сжигали чучело ведьмы, люди обходили дома с факелами, звонили церковные колокола, словом, все делалось для того, чтобы не дать ведьмам, собравшимся на шабаш на горе Броккен,  возможности навредить людям и нанести урон их хозяйствам.

Во многих странах существовало поверье о том, что наивысшего расцвета своей целительной и волшебной силы растения достигают в канун Дня Ивана Купалы, в давние времена совпадавшим с днем летнего солнцестояния.  Знахарки и знахари, ведуны-зелейники собирали в эту ночь лечебные травы и варили из них целебное зелье.  Духи  цветов и трав выступали помощниками обладателя этих растений, якобы передавая ему тайное знание об их  чудесных свойствах. Волшебные растения могли иметь признаки человека, зверя, птицы, а их фитоморфный облик был следствием «перевоплощения, обусловленного смертью», они могли наделяться  речью, полом и родством.

Однако с помощью трав можно было как  вылечить человечка,  так и навредить ему. К примеру, считалось, что от зелья из трав, которые «чаровница собирала на ночь Купала» может «томить сухота сердечная, есть, пить не хочется, свет бел не мил. Естественно, что с течением времени все вредные последствия, связанные с приемом зелий из трав, стали связывать с ведьмами и ведунами, целебные снадобья больше связывались со знахарками и знахарями, хотя и к ним относились с опаской. Кроме того, существовало поверье, что лечебные травы следовало собирать на восходе солнца, когда «рушится всякое колдовство», а вот «собирание волшебных  зелий, на пагубу людей и животных" - в полночь.

Использованные материалы:.

  1. Рэйвен Гримасси. Викка. Древние корни колдовских учений;
  2. Аполлодор. Библиотека, 1, IV;
  3. Мифы народов мира, т. I;
  4. А.Н. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу, т. I.