ТростникТростник (лат. Phrágmites) — многолетнее травянистое растение, образующее обширные заросли по берегам и дельтам рек в тёплых странах. Знаменит тростник не только тем, что является превосходным материалом для плетения корзин, циновок и строительных работ, но и тем, что стал первым инструментом писца.

Тростниковое перо, известное под названием калам, калем (араб.), галлам, келк (перс.), различалось по месту происхождения растения. В средние века наиболее ценились калам васити (из города Васита в Ираке), амуйи (амударьинский), мысри (египетский) и мазандарани (из области на севере Ирана).

Уже из шумерских мифов  становится известным использование тростника в качестве палочки для письма. В гимне к Нидабе, богине злаков, трав и тростника (см. Божества), есть такие строки: «Госпожа, это ты прилагаешь руку к искусно сделанным  (писчим) табличкам в стране, твой совет обращен к тем, кто (орудует) палочкой тростниковой".  Нидаба – это нуминозная сущность ячменя и тростника, она «обретается» в грудах зерна и в тростнике, который служит  материалом, необходимым для строительства жилищ, следовательно, богиня участвует в возведении городов, а находясь в изготовленной из тростника палочке, Нидаба содействует процессу письма.

 

 

Шумеры наделяли тростниковые заросли особым значением. Согласно мифам именно в них бог пресных вод Энки сочетался с богинями, что привело к созданию новых растений. Тростник всегда растет у воды, в заболоченных местах, и его заросли, таким образом, выступают как символ плодородия. Известно женское божество, сестра Инанны Никигуа, функции которой остаются неясными, но значение ее имени очень выразительно - "Госпожа светлого (чистого),  священного, серебряного тростника".

В истории о царе Урука Энмеркаре, который хотел заручиться благосклонностью Инанны, богиня ставит ему условием выловить гигантскую рыбу  "в водах Инанны", чешуя хвоста которой блестит «в священном месте, среди сухих тростников». Чтобы выполнить это задание, Энмеркару  надо «срубить одиноко стоящий тамариск, выдолбить из него лодку и вырвать весь тростник, в котором резвится рыба". Смысл этих действий остается неясным, но они свидетельствуют о том, что тростник был для шумеров сакральным растением.

С Энмеркаром связано еще одно упоминание о каких-то магических действиях, совершаемых  с тростником. Так, перед тем, как ответить правителю Аратты, Энмеркар "обращается за советом к богам и различным оракулам и совершает всевозможные магические  обряды, среди которых особо важную роль играют манипуляции с тростником сушима, который он переносит "из света в тьму" и "из тьмы на свет", а когда "проходит пять лет, проходит десять лет" срезает этот тростник".

В мифе о путешествии шумеро-аккадского бога луны Нанны в Ниппур бог просит Энлиля дать ему всевозможные дары, чтобы с ними возвратиться в Ур. Особо подчеркивается тростник: "Из зарослей тростника дай мне "мертвый тростник" и "зеленый тростник"! Я хочу идти в Ур!…".

 Использованные материалы:

  1. Торкильд Якобсен. Сокровища тьмы. история месопотамской религии;
  2. И.М. Дьяконов. Люди города Ура;
  3. Мариан Белицкий. Забытый мир шумеров.