Чай в мифологииПочти 4700 лет тому назад в китайских текстах впервые был упомянут чайный куст, из листочков которого стали готовить бодрящий напиток – чай. Позже была создана легенда о происхождении чайного куста из брошенных на землю век одного китайского святого.

Разгневавшись на самого себя за то, что уснул во время молитвы, он срезал свои веки, пожелав, чтобы у него никогда не слипались глаза. До сих пор в китайском и японском языках для обозначения век и чая употребляют один и тот же иероглиф.

Другое китайское предание приписывает открытие чая вылупившемуся из яйца Лу Ю (ок. 800). Буддийская легенда, в сущности, пересказывает китайскую, только вместо некоего святого приводится имя Бодхидхармы (японский Дарума).

 

Чай в мифологии

В Восточной Азии чай считали не только освежающим напитком, но также символом развития и медитации.  «Садо» - путь чаепития принадлежит к жизненной установке японского дзэн-пути. Японская чайная церемония восходит к 1286 г. и приписывается монаху Шомеи, который вывез из Китая потребление чая вместе со всем относящимся к нему.

Церемония чаепития должна проходить в чайном домике, стоящем в саду. Чаепитие следует проводить не поспешно, а в состоянии внутренней собранности и концентрации внимания на внутренней и внешней гармонии. Большинство движений рук строго предписаны этикетом.

Чувство покоя и совершенства, которое переживает каждый участник церемонии, согласно философии дзэн, сохраняться и в повседневной жизни. Поэтому форма и цвет чайных чашек должны отличаться скромной красотой.

 

Использованные материалы:

  1. Ганс Бидерманн. Энциклопедия символов.