Виноград в мифологииМнение о том, был ли виноград тем запретным плодом, который вкусили наши предки, или это был плод другого дерева, расходятся. В некоторых традициях - это виноградная гроздь, в некоторых – фиги (смоквы), в других – яблоко. Альфред Иеремиас указывает, что виноградная лоза олицетворяла верхний мир и Древо жизни, а фиговое дерево, из которого первые люди сделали себе одежды, - низ и преисподнюю.

Культ виноградной лозы и вина достиг Греции и Эгейского моря через Крит, откуда привозились сосуды с вином. Поэтому слово, обозначающее «вино» - oinos - является  критским словом. «Дикий виноград рос вдоль южного побережья Черного моря,откуда он, как культурное растение, постепенно достиг горы Ниса в Ливии и тем же путем, через Палестину, - Крита». Критскую богиню луны Ариадну «считали своей матерью (а Диониса отцом) многие племена, поклонявшиеся лозе».

Покинутую Тесеем Ариадну взял в жены Дионис. Созвездие Северной Короны было свадебным венцом невесты, который Дионис забросил на небо. У Ариадны родились «винные» дети  - Энопион, Фоант, Стафил, Тавропол, Латромида и Эвант, которые  «были эпонимами элладских триб, живших на Хиосе, Лемносе, во фракийском  Херсонесе и даже дальше». Братом Ариадны называется Девкалион, имя которого связано  не только с преданием о потопе, но и с осенним новогодним праздником, который отмечали в Вавилоне, Сирии и Палестине. 

 

 

Р Грейвс пишет, что «на этом празднике Парнапиштим наливал молодое сладкое вино строителям ковчега, на котором, согласно вавилонскому мифу творения, он и его семейство должны были спастись от потопа, насылаемого богиней Иштар. Ковчег – это лунный серп, плавающий в небесах, а праздник отмечался в полнолуние, ближайшее к дню осеннего равноденствия; во время исполнения церемоний призывались зимние дожди.

Иштар в греческих мифах фигурирует под именем Пирра. Так звали богиню-мать народа пуресати, который примерно в XII в. до н. э. появился в  Палестине под именем филистимлян, переселившись с Крита через Киликию. В греческом языке pyrrha означает "огненно-красный", причем это прилагательное использовалось в сочетание со словом "вино"».

Виноград в мифологииМиф о Девкалионовом потопе, «очевидно, был принесен из Азии элладцами и имеет тот же источник, что и библейская легенда о Ное».  Следовательно, и Девкалион является первым виноградарем. Одного сына Девкалиона звали Эллин, и он стал первопредком и эпонимом  всех эллинов. Павсаний (VIII.6.6) сообщает, что «первое племя, называвшее себя эллинами, пришло из Фессалии, где люди поклонялись богине Элле». Другим сыном называется Оресфей, в царствование которого «белая сука, т.е. богиня Геката, ощенилась виноградной лозой», что, по мнению Р. Грейвса является  древнейшим греческим винодельческим мифом.  Считается, что и имя озолийских локров происходит от слова ozoi («побег лозы»).

Самыми известными именами, корнем которых является слово «вино»,  были следующие. Царь Калидона, первым получивший виноградную лозу от Диониса, носил имя Ойней. Дочери царя о. Делос Ания были прозваны Ойнотрофами, потому что «Дионис одарил их способностью творить из земли масло, злаки и вино». Имена дочерей свидетельствуют об их «специализации»:  Элаида от «олива», Спермо от «семя» Ойно от «вино».  По другой версии Ойнотрофы всякое кушанье превращали в вино.

 

Использованные материалы:

  1. Н.В. Мамуна. Зодиак мистерий;
  2. Р. Грейвс. Мифы Древней Греции;
  3. Аполлодор. Мифологическая библиотека.