Цветущий лотосПринцип патриархальности, главенствовавший в социальном устройстве и мировоззрении  общества ариев,   не мог допустить первичности женского начала в творческом создании мира, и возник вариант мифа рождения Лакшми, вобравшей в себя черты Матери Земли, доарийской Матери-Лотоса, из лотоса, выросшего из лба ее супруга Вишну! Значительность образа Древней Матери Мира, скрытого в глубине сущности богини красоты и любви, было принижено ее местоположением - в ногах своего божественного супруга. В изобразительном искусстве появились  композиции с  богиней, обнимающей "лотосоподобные" стопы возлежащего Вишну или сидящей на коленях мужского божества.

В индуистской мифологии  первопричиной и началом творения признавался Вишну, член божественной верховной триады Брахма-Вишну-Шива. Мир возник  из космических вод, в которых спящий Вишну покоился на кольцах мирового змея Шеши. Из пупа Вишну вырос тонкий стебель лотоса, в бутоне которого был скрыт  Брахма. Распустившись, лотос являет миру сидящего в нем, словно на троне, бога, знаменующего  своим появлением начало творения мира.

 

Существует  еще один вариант космогонического мифа, в котором главным действующим лицом выступает Праджапати (букв. «повелитель живых существ»), бог-творец ведийской мифологии.  В эпосе это имя становится эпитетом Брахмы или его особой ипостасью. Узрев в первоначальных водах  лист лотоса и, обернувшись вепрем, Праджапати нырнул в воды, достал со дна кусок земли, положил его на лист, а затем утвердился на листе сам. В мифах постоянно присутствует мотив соперничества между богами за первенство. Так, однажды, когда Брахма доказывал свое право на высшую власть, Вишну предложил ему спуститься по стеблю лотоса под воду и найти конец корня растения,  в цветке которого Брахма родился.  Несмотря на все старания Брахмы, он так и не смог до него добраться.

Лотос наряду с чакрой, булавой и раковиной является атрибутом Вишну: в одной из своих четырех рук он  держит этот прекрасный цветок. Почитатели Вишну именовали  стопы своего бога "лотосоподобными". В Гае - древнем центре поклонения Вишну, находится храм бога, в который иностранцам вход воспрещен. Легенда гласит, что этот храм был построен на месте отпечатка стопы Господа Вишну. Здесь и находится этот символ бога-созидателя — стопа, связанная с мифом о воплощении Вишну в карлика-брахмана.

Миф повествует о том, как Вишну принимает образ карлика Ваманы, чтобы победить демонического царя Бали, завоевавшего весь мир.  Царь принимает карлика-брахмана с соответствующими почестями и предлагает выбрать дар, который тот пожелает. Вамана пожелал взять столько земли, сколько сумеет отмерить тремя шагами. Бали охотно согласился, не подозревая подвоха. Внезапно карлик вырос до гигантских размеров и двумя шагами измерил все три мира; на третий шаг места уже не оставалось, и, тем самым, Бали оказался не в состоянии сдержать свое слово и был вынужден отказаться от верховной власти. Мантра - Ом Вишну Чаранау шаранам прападье!, с которой верующие обращаются к своему богу, переводится следующим образом: «Я предаюсь лотосным стопам Шри Вишну!».

В индуистской и ведической мифологиях гирляндами лотосов украшены Ашвины или Насатьи (Насатья – (исцеляющий», «освобождающий»), братья-близнецы, Насатья и Дасра. "Nasa" означает  «нос» и существует мотив рождения Ашвинов из носа кобылы. В послеведийскую эпоху они так и именовались Ашвиникумара – «дети кобылицы». Связаны с рассветом и вечерними сумерками, с солярными божествами, принимают участие в свадебных ритуалах. Они самые юные из богов, но вместе с тем и самые древние. Они золотого цвета, иногда названы красными. Вероятно, лотосы, которыми были украшены братья-близнецы были белыми и голубыми, имевшими символику утренних и вечерних сумерек: лепестки белого лотоса закрывались тогда, когда с восходом солнца раскрывались бутоны голубого.

 

Использованные материалы:

  1. Мифы народов мира,т. I, II.