Белый нильский лотосВ Древнем Египте лотос считался священным цветком и соотносился с идеей возрождения и бессмертия будучи связан с культом солнца. Хотя  белый нильский лотос (Nimphaea lotus) и голубой относятся к  совсем другому семейству — нимфейных,  внешне они очень похожи на лотос индийский, орехоносный. Много тысяч лет назад, неизвестно как, но индийский лотос  попал в Египет и расцвел на Ниле, почти неотличимый от местного лотоса - растения из семейства кувшинковых. 

Из античных источников нам известно о трех  разновидностях египетского лотоса:  розовом, белом и голубом, которые  отличались друг от друга формой цветка, символическим осмыслением и использованием в ритуальных целях. Наиболее часто у египтян встречался белый и голубой лотосы, а вот розовый почитался самым священным и чудодейственным и  в обиходе, в силу своей сакральности, не встречался, плоды его не шли в пищу. Его название  нередко фигурировало  в медицинских текстах, поскольку он обладал целебными свойствами. В надписях времени Рамсеса III фараон приносит фиванским жрецам в качестве жертвенных даров плоды розового лотоса.

 

В погребальном культе использовались лотосы белого и голубого цветов, и сухие гирлянды из них были  обнаружены на мумиях, однако ни цветов розового, ни его плодов найдено не было. Лотос белого цвета был связан  с культом Луны. Эта связь подтверждается в приурочивании празднований хеб-седов - праздников обновления сил фараона - к  новолунию: рождение молодого месяца должно было магически способствовать омоложению царя. В тексте абидосского храма значение ритуала хеб-седа выражено вполне отчетливо: "Ты повторяешь обновления, ты цветешь, подобно Луне-младенцу… Рождения твои – в повторениях хеб-седов. Вся жизнь (возвращается) к твоему носу, и ты – царь всей земли навеки!".  При этом во время церемонии фараон шествовал за жрецами, держа в руке бутон лотоса. Связь белого лотоса с Луной  объяснялась  наблюдением за его суточным циклом:  цветок раскрывался вечером и закрывался рано утром. Этот египетский лотос был посвящен Осирису и Исиде.

Согласно Гермопольской версии происхождения мира цветок лотоса поднялся из первозданного хаоса Нуна. В раскрывшихся лепестках цветка сидел божественный младенец, олицетворявший бога солнца Ра. Поскольку лотосы наглядно демонстрировали передвижение солнца по небосводу,  они стали символом Солнца, возрождения, торжества жизни над смертью. Пока земля пребывала во тьме, в лепестках лотоса зарождалось солнце.  Одна из надписей  храма Хатхор в Дендера гласит: «Возьми себе лотос…, который существовал с начала времен… лотос священный, который царил над большим озером, лотос, который выходит для тебя из Унит, он освещает лепестками землю, которая до того была во мраке».

Розовый лотосБожественным воплощением лотоса был Нефертум, сын  Птаха и Сохмет, родившийся из тела богини полей. Он изображался юношей в головном уборе в виде цветка лотоса, из которого поднимаются два пера. Атрибутом этого бога Мемфиса был лотос. В «Текстах пирамид» он назван «лотос из носа Ра». Бог Нефертум персонифицировал цикличность смены дня и ночи. Пока Земля пребывала во мраке, в лотосовом бутоне зарождалось Солнце.  Иконографически Нефертум, Ра и Хор изображались либо на цветке лотоса, либо с цветком на коленях.

Высший атрибут власти — жезл  фараона, и колонны пирамиды Джосера были скопированы со стеблей священного цветка. На стене дворца в одном из древнейших городах-государствах - Мари, расположенном на среднем Евфрате, был запечатлен фрагмент ритуального шествия царя. Жрец в церемониальной одежде ведет жертвенного быка, а за ним следует царь, с пояса одежды которого, "спускается  цветок лотоса – мотив, заимствованный из Египта".

 

Использованные материалы:

  1. Н.А. Померанцева. Эстетические основы искусства Древнего Египта;
  2. Мифы народов мира, т. II;
  3. М.Э. Матье. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта;
  4. К. Матвеев, А. Сазонов. Пять жизней древней Сури".