Цветущий макВ древности зеленые головки отцветшего мака, наполненные семенами, ассоциировались с человеческими головами, и, поскольку по-гречески голова называлась kodeia, цветок получил название kodeion. Это сходство позволило римскому царю Нуме заменить головками мака человеческие жертвоприношения Юпитеру, а римскому императору Юнию Бруту, правившему в IV в. до н.э., заменить жертвоприношения детей богине Мании на головки мака и чеснока. В России церковные главы часто носят название золотых маковок, а Москва за многочисленность своих храмов в старину сопровождалась постоянно народным эпитетом «золотые маковки».

Обилие семян вызывало ассоциацию и с дождевыми каплями; по этой причине мак использовали в обрядах вызывания дождя. В Полесье, к примеру, во время засухи в  колодец бросали («сеяли») зёрнышки мака и колотили или мешали воду киёчками (палицей — оружием громовержца), приговаривая: «Макарка, сыночек, вылазь из воды, разлей слезы по святой земле!». Макаркой называли мифического утопленника, который, по существующим поверьям, мог, как привести дождевые тучи, так и отогнать ненастье от села. Сербы, к примеру, для отгона грозовых и градовых туч обращались к последнему в селе утопленнику или висельнику, называя его по имени и заклиная отвести своих «говяд»(=грозовые тучи) от полей и угодьев.

 

Связь этого цветка, имеющего латинское видовое название Papaver, с громовержцем подтверждается и многочисленными редуплицированными названиями мака, совпадающими (или весьма сходными) с именем громовержца (Перкунса, Перуна) или с именами непосредственно связанных с ним персонажей более низкого уровня: лат. албанск. paparune, румынск. раparuna, pirpirune,  болг. папоруна, папаронка,  македонск. пеперуга, пеперуда, гагаузский обряд вызывания дождя – пипируда и др.  и т. п. В белорусской деревне Гернике сохранилось воспоминание о существовании колдовского заклинания маком, причем оно считалось одним из самых сильных: «макам можна заклясцi так сама, як пяруном [т.е. молнией, именем Громовержца, Перуна]».

Связь мака с громовержцем прослеживается и в ритуале приготовления макового молока в балтийской и славянской традициях. Сам ритуал восходит к растиранию, уничтожению растения - сына Громовержца для приготовления сакрального напитка. Орудием для растирания семян служит топорище, что особенно интересно в связи с балто-славянскими представлениями о кремневых топорах как оружии Громовержца. Вряде русских загадок о маке можно видеть свернутый сюжет испытания огнем/воскрешения, которому подвергается сын громовержца и матери-Земли: Мертвым в землю упал, живым из земли встал, красну шапку уронил - и людей усыпил.  Маленький, удаленький в землю ушел (вар.: сквозь землю прошел) - красну шапочку нашел. Среди пламени корзина стоит - и не горит. Особенно примечательна следующая загадка: Дрен Дренович, Иван Иванович, Макар Макарович сквозь землю прошел, на голове огонь пронес. Второй вариант  разгадок  - гриб, что позволяет  отождествить мак с грибом не только по растительному признаку, но и по сюжетному, «поскольку связь гриб - превращенные сыновья Громовержца в настоящее время представляется несомненной».

Цветы мака ассоциировались с кровьюОдной из устойчивых ассоциаций, связанных с маком, было отождествление  этого алого цветка с  пролитой кровью. По этой причине мак был связан со смертью и красовался в венке бога смерти Танатоса. В английской фольклорной традиции маки появились из крови дракона, убитого святой Маргаритой. На полях былых сражений маки растут особенно обильно, потому что скот не пасут на этих полях, и цветы никто не вытаптывает. Поэтому со времен Первой мировой войны мак приобрел новую символику как цветок памяти – каждый ноябрь, в День поминовения практически вся Великобритания покупает и носит искусственные маки как напоминание о тех, кто пал в двух мировых войнах и в вооруженных конфликтах после их окончания (в последние годы начали использовать как символ белый мак, поскольку многие считают, что красный прославляет войну). А во Фландрии и Брабанте эта ассоциация  цветка с кровью породила суеверие о том, что цветы мака высасывают кровь. По этой причине  их называли «sprokelloem» – «цветы привидений» и существовал запрет ходить по полям с растущими на них маками. На изображениях этрусского Острова мертвых душ всегда присутствуют украшения в виде семенных коробочек мака.

Коробочки макаПрименение мака в народной медицине в значительной степени также согласуется с мифологизированным образом Мака. Так, в ряде традиций название одного из растений семейства маковых — чистотела (Chelidonium majus L.), используемого, в частности, при глазных болезнях, соотносится с названием ласточки, что согласуется с поверьем о ласточке, собирающей сок мака для возвращения зрения слепорождённым детям. В Британии мак считается неудачливым цветком, и каждому школьнику известно, что заглянув в чашечку мака, можно временно потерять зрение. В Йоркшире мак иногда называют «слепой удар». Другое йокширское его название – «слабая голова», потому что запах его цветов вызывает головную боль. В народной медицине при невротических болях в области лица на больные места накладывают нагретые маковые листья. Средневековые врачи изготовляли снадобье от бессонницы из толченых семян мака и синеголовника, смешанных с молоком. Не случайно два цветка мака изображены на гербе Ассоциации анестезиологов Великобритании и Ирландии. Из незрелых коробочек мака снотворного получают опиум - загустевший млечный сок, служащий для изготовления медицинских препаратов и наркотиков. С целью получения опиума мак снотворный, или опийный (Papaver somniferum L.) культивируют во многих странах на протяжении тысячелетий.

 

 

Использованные материалы:

  1. Энциклопедия примет и суеверий. Кристина Хоул; 
  2. Популярный словарь примет и знамений. Филиппа Уэринг: 
  3. Мак в растительном коде основного мифа (Balto-Balcanica) Т.М. Судник, Т.В. Цивьян // Балто-славянские   исследования, 1980г;
  4. Символы, сакралии, таинства. Барбара Уокер.