Китайский путешественник VII в. Вэй-Цзи сообщал, что жители Самарканда в весеннем месяце  апреле по современному  летоисчислению «ходили по полям в поисках потерянного тела умершего божественного младенца». Сопоставив этот обычай с церемониями праздника тюльпана, Е.М. Пещерова пришла к заключению, что «первоначальный смысл праздника тюльпана восходит к мистериям, связанным с почитанием умирающего и воскресающего божества природы».

С.П. Толстов еще ранее обратил внимание на рассказ Вэй-Цзи о божественном младенце, отметив, что в нем заключается существо культа Сиявуша – умирающего и воскресающего бога растительности, среднеазиатского двойника Оcириса, Аттиса, Адониса (см. Умирающее и воскресающее божество).

Праздник красного цветка, вероятнее всего, был посвящен весеннему цветку красного цвета; таковыми могли быть в условиях Средней Азии только тюльпан или мак. У узбеков-сартов еще в начале этого века весной происходили гулянья девушек, называемые лола сайли – 'праздник маков'. Описание праздника "красного цветка" в Шафриканском р-не Бухарской области связывает его с весенним севом. Праздник начинался в  месяце Хамал (март) и продолжался в течение месяца. Во время него проводился большой базар и народные гулянья. Характерной деталью праздника была свобода поведения, которая "не разрешалась в другое время".

 

Любопытно, что во всех праздниках, посвященных цветам, просматривается свобода в общении полов: «...есть основания думать, что в давние времена это общение шло гораздо дальше, носило сексуальный характер. Намек на это можно усмотреть в текстах песен, которые исполнялись  юношами на гуляньях по поводу цветов у таджиков Панджшира. Эти песни имеют любовный, а иногда и откровенно эротический характер. В одной из приводимых М.С. Андреевым песен есть, например, такие строки, которые юноша обращает к девушке: "Брошу я тебя несколько раз спиной на постель, не останется в моем сердце неисполненного желания".

Все изложенное позволяет думать, что именно с весенним праздником возрождения природы был связан обычай свободного полового общения.  С изменением нравов этот весенний обычай был искоренен, и акцент был перенесен на летнее празднование розы или тюльпана.

Еще одним подтверждением свободы общения полов в  весенней обрядности служит «,частое повторение в героической поэме "Кырк кыз" ("Сорок девушек"), воспевающей подвиги амазонок, очень нелестных эпитетов в адрес героинь: они называются то "развратницами", то "оравой беспутных дев", то "беспутными девами". Л.С. Толстова…правильно истолковала это противоречие между  непочтительными эпитетами и высокой ролью героинь, защитниц родных мест, как, с одной стороны, сохранение в эпосе древнейших мотивов половой свободы амазонок, а с другой – отражение отношения к этому более поздних передатчиков эпоса, которые не имея возможности "выбросить слово из песни", проявили, таким образом, свое порицание порядка, уже не соответствовавшего изменившимся бытовым нормам".

В Таджикистане до сих пор отмечается  «день тюльпана», когда мужчины подносят цветы своим возлюбленным. Некогда тюльпаны дарили в конце Ноуруза. В это время всем миром отправлялись на цветущие на луга. Там девушки плели венки из цветов и, мечтая в новом году выйти замуж, пели песню-заклинание: «В тринадцатый день следующего года – дом мужа, младенец на руках». Тем временем замужние женщины входили в реку с песней: «О, текучая вода! Со мной пусть будет ласков мой муж!».

 

Использованные материалы:

  1. Пещерева Е.М. Некоторые дополнения к описанию праздника тюльпана в Ферганской долине;
  2. Толстова Л.С. Исторические предания Южного Приаралья;
  3. О.А. Сухарева. Празднества цветов у равнинных таджиков (конец XIX – начало  XX в.)// Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии:
  4. Толстов. С.И. Древний Хорезм.