Back to Top

Сайт посвящен мифологическим представлениям народов мира

Растения

Растения в мифологии

Смоковница. Часть 6

Смоковница в мифологииЭтруски проводили  различие между смоковницами с темными и светлыми плодами. Те растения, которые находились под покровительством "нижних, противоположных богов", признавались несчастливыми. В их число входили папоротник, темная смоковница, т.е. дерево со смоквами черного цвета, остролист, лесная груша, ежевичный куст и терновник.

Древнеиранский бог Митра появился на свет из скалы на речном берегу и встал под крону священного фигового дерева – символа знания и жизненной силы. В руках юное божество уже держало  атрибуты своего служения: факел, освещающий путь,  и кинжал для убийства первозданного быка. Существуют также сцены рождения  Митры, изображающие его высунувшимся на половину из верхушки дерева, вероятно, той же священной смоковницы.

В Индийской мифологии  известен образ священной смоковницы Ашваттхи – Мирового древа, воплощавшего собой «сакральность непрерывно возрождающейся Вселенной».  Корни представлений о Мировом дереве - священной смоковнице, фиговом дереве или  ficus religiosa ведут в еще доведическую Индию. На печатях протоиндийской культуры III тысячелетия находят изображения этого дерева, примечательного тем, что его ветви растут в четырех направлениях.

Смоковница. Часть 5

Смоковница в мифологииОсобое значение смоковнице придавали в Древнем Риме. С завоеванием Римом Италии культ Юноны – богини-матери, богини женского плодородия, из италийских городов переместился в Рим. Ее эпитетами, в числе прочих,  были Румина («кормилица») и Луцина («светлая», «выводящая ребенка на свет»).

В мифах италиков этой богине отводилось большое место. У фалисков и латинов она являлась главным божеством, и, по-видимому, считалась прародительницей, богиней плодородия и покровительницей инициаций. Ей были посвящены отличающиеся плодовитостью коза, смоковница и змея – олицетворения оплодотворяющего начала. В римском Палатине смоковнице поклонялись как символу самой богини. Юноне был посвящен праздник Матроналии, справлявшийся 1 марта.

Под священной смоковницей стоял храм, посвященный богине материнских сосков Румине, покровительнице грудных детей. Второй женский праздник, в котором  рабыни участвовали наравне со свободными,  справлялся 7 июля и назывался Ноны Капротины. Этот древний римский праздник «связывал богиню фиговых деревьев Юнону Капротину с похотливым богом-козлом». Под священной смоковницей женщины, справлявшие праздник, приносили  жертвы.  

Смоковница. Часть 4

Смоковница в мифологииСмоковница играла важную роль в очистительных обрядах. Так, греки, проживавшие в Малой Азии, в случае эпидемий чумы и прочих бедствий приносили очистительную жертву, для которой «находили какого-нибудь урода или калеку, чтобы тот принял на себя все напасти. Ему давали съесть сушеные фиги, буханку ячменного хлеба и немного сыра. Потом под мелодию на флейтах его били семь раз по гениталиям корневищем морского лука, веткой фигового дерева, или других дикорастущих растений. После этого его сжигали, а пепел выбрасывали в море».

В июне в Греции и Малой Азии проводилось искусственное опыление культурных фиговых деревьев, для чего на них развешивали связки диких каприфиг. Поэтому главной целью весенних Таргелий было сообщение плодородия фиговым деревьям, обновление энергии природы. Человеческие жертвы на Таргелиях в качестве искупителей чужих грехов стали выступать позже. Роль жертвы играл, как правило, преступник, которого «водили по улицам, кормили, затем пороли зелеными ветками и наконец изгоняли или убивали». Со временем жертвы, если они не были обреченными на казнь преступниками, а бродягами или опустившимися людьми, стали просто изгоняться.

Смоковница. Часть 3

Смоковница в мифологииСимволическое  использование смоковницы носило явно эротический характер: в Спарте Дионис носил эпитет "фиговый", плоды инжира и виноградные грозди были его постоянным атрибутом. Инжир вообще считался даром Диониса. 

Изображения итифаллического божества Приапа делались из фигового дерева. Связь Приапа со смоковницей отразил Феокрит (Эпиграммы, IV): "Этой тропой обогни козопас, ты дубовую рощу; / Видишь – там новый кумир врезан в смоковницы ствол. / Он без ушей и трехногий, корою одет он, но может / Все ж для рождения чад дело Киприды свершить. / Вокруг он оградой святой обнесен. И родник неумолчный / Льется с утесов крутых…». 

Являясь воплощением плодовитости, вожделения и женского начала, смоковница стала символом брака, и часто сопоставлялась с образом многогрудого дерева, потому что плоды на дереве появляются раньше листьев. Кроме того, «фиги, - как сообщает Барбара Уокер, - так же как абрикосы и гранат, символизировали женские половые органы. ...В Греции влагалище эвфимистически называли «sycon», т. е. фигой».

Смоковница. Часть 2

Смоковница в мифологииКультура смоковницы распространилась по всей Малой Азии, Сирии, Палестине, Финикии, Египту, Аравии и постепенно завоевала весь мир. Однако долгое время никто не понимал роли ос в оплодотворении смоковницы. Когда в конце XVI века смоковница попала в Америку, американские фермеры посмеялись над сообщением о необходимости завезти также и осу бластофагу.

Роль ос, вылетающих из каприфиг с пыльцой на лапках, и оплодотворяющих этой пыльцой фиги, была известна уже древним грекам. Этими «оплодотворяющими» связками каприфиг даже торговали, перевозя их  с острова на остров. Их подвешивали к деревьям с фигами для привлечения ос и получали хороший урожай. Операция эта была известна под именем "caprificatio", по названию caprificus – каприфига.  О таком способе опыления  упоминают Плиний и Теофраст. В наше время на 100 женских деревьев высаживают 5-6 мужских, и этого вполне достаточно для получения хороших урожаев.

В Греции культура смоковницы-инжира существует с IX – VIII веков до нашей эры. Плоды инжира и виноградные кисти в античности считались атрибутами бога Диониса, а также фаллического бога Приапа. Древние греки видели в фиге «откровенный сексуальный символ. Они представляли плод фигового дерева в виде фаллоса, а будучи разрезанным пополам, он напоминал вульву. Поэтому он был священным плодом Венеры, богини любви, и Диониса, бога виноделия и эротических удовольствий».

Смоковница. Часть 1

Смоковница в мифологииСмоковница (лат. Ficus carica) – плодовое дерево, известное под разными именами - фикус, инжировое или фиговое дерево, бо, бодхи. Плоды смоковницы – смоквы называют также фигами, инжиром, винными и смирнинскими ягодами. Название фикуса происходит от названия  горной области в Малой Азии – Карии (Caria), где фикус активно культивировался с древности.

Предположительно смоковница является самым древним культивируемым плодовым деревом. В Иорданской долине во время археологических раскопок были обнаружены ее окаменевшие плоды, которым оказалось более 11 тысяч лет.  Ботаническая характеристика этого плодового дерева описывает его как крупный кустарник или небольшое дерево, достигающее в высоту до 10-12 м и живущее до 100-200 лет, в некоторых случаях – до 300 лет.

Ствол смоковницы с блестящей корой обычно искривлен, широко раскинутые ветки с крупными листьями образуют густую крону.  Листья обычно трех-пятилопастные или цельные опадают в начале зимы, в южных странах – с началом  сезона дождей. Дерево остается голым, пока в начале апреля не начнут распускаться почки, возвещая приближение лета.  Молодые побеги толстые, интенсивно зеленые, с млечным соком. Незрелые плоды несъедобны из-за едкого млечного сока.

Яблоня. Часть 13

Яблоня в мифологииЯблоня выступает как древо познания добра и зла, и в Европе яблоко является символом искушения и греха. На картинах о грехопадении прародителей змея держит во рту соблазняющее яблоко, хотя в тексте речь идет просто о «плоде» - на Востоке яблоко не было известно.

В зависимости от традиций на месте яблока бывают инжир (смоква), айва или гранатовое яблоко.  Заманчивая сладость яблока ассоциировалась с соблазном греха  из-за схожести латинского слова malus (яблоко)  со словом malum – плохой, злой, греховный. Поэтому в произведениях искусства эпохи барокко нередко смерть в виде скелета держит в руках яблоко: цена первогреха – смерть.

Мотив «запретного плода» существует и в других мифологических системах. Так, в мифах мунда, тибето-бирманцев и австронезийцев сочетаются мотивы лепки человеческого тела из глины и «запретного плода». «Существует немало сибирских текстов, в которых люди становятся сексуально зрелыми, съев определенную ягоду или плод». В якутском мифе антагонист творца, допущенный собакой к еще недоделанным людям, дает одному съесть целую ягоду, а другому - пол-ягоды. Получивший целую ягоду становится женщиной, а получивший половину – мужчиной.

Яблоня. Часть 12

Яблоня в мифологииВ Междуречье яблони не росли. В старовавилонское время такие фрукты как яблоки, груши, вишни, смоквы, цитрусовые в пищевом рационе жителей отсутствовали. Однако следы священной яблони сохранились в шумерской мифологии.

В одной из версий шумерского культового текста, мать Даму  отождествляет себя с кедром из гор Хашхура: "Бока мои – кедр, грудь моя – кипарис, / О няня, члены мои – сочный кедр, / сочный кедр из (гор) Хашхура / черное дерево (острова) Тельмун)".  Горы Хашхура – "Яблоневые горы".

В тексте, условно названном «Горчайшим плачем», описывается бегство Думузи от злобных гонцов подземного мира. Выбравшись из овчарни, Думузи бежит к реке и, сорвав с себя одежды, бросается в реку, надеясь доплыть до противоположного берега, где его ожидают Инанна и Дуттур. Однако на реке начинается разлив, и у Думузи не хватает сил справиться с течением реки: "У яблони на большой плотине / в пустыне Эмуш, / сокрушающие лодку воды / унесли юношу в подземный мир; / сокрушающие лодку воды / унесли супруга Инанны в подземный мир…".

Яблоня. Часть 11

Яблоня в мифологииОбраз яблони лежит в основе индуистского представления о дереве Джамбу (рода яблони), якобы растущего на южном склоне мировой горы Меру.  Вокруг этой горы  располагаются от 4-х до 18-ти двипа («острова», «континенты»). Непосредственно к Меру примыкает Джамбу-двипа -  «яблоневый остров». Иногда Джамбу-двипа отождествляется с Индией.

В джайнской мифологии в центре континента Джамбудвипа лежит земля Махавидеха, горные цепи которой, расходящиеся по промежуточным сторонам света, отделяют две страны: Уттаракуру, где растет калпаврикша Джамбу ("дерево, исполняющее желания")  и Девакуру, с калпаврикшей Шалмали.

В ведийской и индуистской мифологии известен образ Ашвинов («обладающие конями» или «рожденные от коня»), небесных братьев-близнецов, связанных с предрассветными и вечерними сумерками. Они состязались с Сомой за право жениться на Сурье, дочери солнца-Сурьи, и она стала их подругой. На яблоневой лодке катают Сурью божественные близнецы, возят ее в своей трехколесной колеснице.  

Яблоня. Часть 10

Яблоня в мифологииВ мордовской мифологии яблоня выступает космическим деревом. Нишке («высший бог»), глава пантеона, собирает всех богов на пир под яблоней. Народность эрзя считает яблоню «чистым», священным  деревом. В песне о яблоне она называется святым деревом, которое цветет в красном углу, достигая своей  верхушкой неба, «у этого дерева по всей России корни». 

В киргизской мифологической традиции одиноко стоящая яблоня даровала бездетным матерям детей -  женщине надо было всего лишь покататься по земле под деревом. Когда культ святых заменил культ природных духов, детей стали испрашивать у  мазаров этих святых. Существует очень любопытное генеалогическое предание  киргизского племени буга о том, как Сарык, внук родоначальника одного из подразделений, лишившись всех шести сыновей, отправился с женой к мазару Манджылы-ата и стал там просить  у бога детей. «В стоячей воде нашли яблоко. Жена Сарыка, которой было уже  55 лет, съела его и после этого родила двух сыновей: Буларки и Сонно».

Подкатегории

Страница 10 из 34