МИФОЛОГИЯ

народов Мира

Растения

Растения в мифологии

Яблоня. Часть 11

Яблоня в мифологииОбраз яблони лежит в основе индуистского представления о дереве Джамбу (рода яблони), якобы растущего на южном склоне мировой горы Меру.  Вокруг этой горы  располагаются от 4-х до 18-ти двипа («острова», «континенты»). Непосредственно к Меру примыкает Джамбу-двипа -  «яблоневый остров». Иногда Джамбу-двипа отождествляется с Индией.

В джайнской мифологии в центре континента Джамбудвипа лежит земля Махавидеха, горные цепи которой, расходящиеся по промежуточным сторонам света, отделяют две страны: Уттаракуру, где растет калпаврикша Джамбу ("дерево, исполняющее желания")  и Девакуру, с калпаврикшей Шалмали.

В ведийской и индуистской мифологии известен образ Ашвинов («обладающие конями» или «рожденные от коня»), небесных братьев-близнецов, связанных с предрассветными и вечерними сумерками. Они состязались с Сомой за право жениться на Сурье, дочери солнца-Сурьи, и она стала их подругой. На яблоневой лодке катают Сурью божественные близнецы, возят ее в своей трехколесной колеснице.  

Подробнее...

Яблоня. Часть 10

Яблоня в мифологииВ мордовской мифологии яблоня выступает космическим деревом. Нишке («высший бог»), глава пантеона, собирает всех богов на пир под яблоней. Народность эрзя считает яблоню «чистым», священным  деревом. В песне о яблоне она называется святым деревом, которое цветет в красном углу, достигая своей  верхушкой неба, «у этого дерева по всей России корни». 

В киргизской мифологической традиции одиноко стоящая яблоня даровала бездетным матерям детей -  женщине надо было всего лишь покататься по земле под деревом. Когда культ святых заменил культ природных духов, детей стали испрашивать у  мазаров этих святых. Существует очень любопытное генеалогическое предание  киргизского племени буга о том, как Сарык, внук родоначальника одного из подразделений, лишившись всех шести сыновей, отправился с женой к мазару Манджылы-ата и стал там просить  у бога детей. «В стоячей воде нашли яблоко. Жена Сарыка, которой было уже  55 лет, съела его и после этого родила двух сыновей: Буларки и Сонно».

Подробнее...

Яблоня. Часть 9

Яблоня в мифологииСледы почитания яблони и ее плодов сохранились в славянской мифологии. Ходячая (подвижная, летучая) яблоня с серебряными листьями, золотыми плодами и журчащим из-под корней источником известна из русских народных сказках. Происхождение этой яблони необычно – она вырастает из закопанных внутренностей или пепла сожженной коровы. Следовательно, сказочная корова не умирает окончательно, а перерождается в новом образе.

В русской сказке «Царь-медведь» бычок просит Ивана-царевича и Марью-царевну зарезать его, сжечь, а пепел посеять на трех грядках. Из одной грядки вырастает яблоня, из другой – собака, из третьей – конь. В сказке «Хаврошечка» злая мачеха решает зарезать рябую корову, помогающую Хаврошечке выполнять всю домашнюю работу. Достаточно девушке влезть корове в одно ухо, а вылезти из другого, и вся работа оказывается уже сделанной. Из закопанных косточек коровы вырастает яблоня.

Подробнее...

Яблоня. Часть 8

Яблоня в мифологииЧудесная яблоня в индоевропейской традиции выступает атрибутом богинь судьбы, связанных с луной и  загробным миром.  «Три матери мира в ранних греческих и кельтских мифах всегда были тесно связаны с яблонями. Богиня стала хозяйкой райского сада и приветствовала героя Овейна, стоя рядом с яблоней, "которая является осью мира и центром жизни"».

В саге о Вольсунге жена поэта дает ему «яблоки Хель, т. е. дары богини царства мертвых, которые позволили ему жить под землей». Священный знак, скрытый в сердцевине яблока, объясняет почему «герои и поэты часто спускались в царство мертвых (матку), чтобы  познать тайны природы, а иногда и получить богатство». Б.Уокер упоминает книгу Лисмора, скопированную с более раннего материала, в которой три ирландских принца должны были жениться, чтобы познать судьбу. «Три жены олицетворяли Тройственную Богиню и ее священные яблони: одну в цвету, вторую – роняющую лепестки и третью – со спелыми плодами».

Подробнее...

Яблоня. Часть 7

Яблоня в мифологииНесмотря на то, что яблоня с золотыми плодами была подарена Гере, владелицей ее выступает древнейшая богиня греческого пантеона Афродита. Вспомним святилище Афродиты на островке Тритонидского озера, обычай афинских молодоженов делить и съедать яблоко при вхождении в брачные покои. Передача или бросание яблок считалось знаком любви.  

Яблоня с золотыми яблоками росла на угодьях  храма,  посвященного Афродите на Кипре. Юноша Гиппомен, который  мог жениться на Аталанте лишь победив ее в беге,  обращается с мольбой о помощи к Афродите, и богиня приносит ему три золотых яблока со своей яблони в ответ на его мольбу. Каждый раз, когда Аталанта догоняла Гиппомена, юноша бросал золотое яблоко и удивленная его необычным видом девушка, останавливалась, чтобы подобрать плод. Три брошенных яблока задержали бег Аталанты, и Гиппомену удалось выиграть бег (см. Апельсин).

Подробнее...

Яблоня. Часть 6

Яблоня в мифологииЧудесная яблоня с золотыми плодами  выступает космическим символом оси эклиптики. Очень близко к южному полюсу эклиптики расположена звезда Канопус, к северному – первый виток созвездия Дракона. Профессор истории и философии науки в Массачусетском университете Джорджио де Сантильяна и Герта фон Деченд, профессор истории науки во Франкфуртском университете, «пришли к выводу, что древние считали два конца эклиптики божественными и трансцедентальными местами обитания человеческих душ. Конец, расположенный на севере, в созвездии Дракона, ассоциировался с раем; другой, расположенный на юге, связан с подземным царством мертвых».

Ветви яблони достигают неба, корни уходят в преисподнюю...  Такая космическая символика помогает понять «внутренние смысловые пласты,  заключенные в созвездиях Дракона и Геркулеса, и заодно понять, почему золотые яблоки Гесперид были столь ценным приобретением». Из мифа следует, что дракон Ладон сторожил сад, в котором  росли золотые яблоки бессмертия. Созвездие Дракона показывает, что дракон «по-прежнему является стражем, но теперь охраняет Рай и другое дерево, приносящее плоды вечной жизни». Это дерево -  неподвижная ось эклиптики, «и в этом контексте яблоки предстают как бессмертные звезды и божественные планеты".

Подробнее...

Яблоня. Часть 5

Яблоня в мифологииСвидетельством тому насколько велико было почитание яблони в древней Ирландии служит обычай, по которому за срубание  яблони можно было заплатить только живым существом. Такое же правило касалось срубленного орехового куста и дерева в священной роще.

Отголоском подобного обычая в Греции является миф о яблоках Гесперид, за которыми был послан смертный Геракл. Никто не мог безнаказанно сорвать золотые яблоки из сада Гесперид. В греческой мифологической традиции Геспериды выступают то как дочери Ночи, то как дочери Атланта и Геспериды, Форкия и Кето, Геспера, сына или брата Атланта. Число Гесперид колеблется от трех до семи. Древнейшее состояние традиции представлено у Гесиода, локализующего Гесперид на далеком Западе, тогда как более поздние авторы помещали их то в Ливии, то в Мавритании, и даже на островах Атлантического океана (Плиний. Ест. история, VI, 31, 36; Pomp. Mela III, 10).

Подробнее...

Яблоня. Часть 4

Яблоня в мифологииСогласно ирландской мистической традиции мудрость прячется под дикой яблоней. В шотландской народной сказке  "Предание о замке Илен-Донен" ворон, яблоня и мудрость  образуют единый семантический ряд. Некогда  вождь одного из кланов, решив  проверить правдивость древнего поверья, гласившего, что для обретения мудрости ребенку, отнятому от груди, надо впервые дать выпить молока из вороньего черепа,  напоил своего сына из такого «сосуда».  «Мальчик рос и однажды отец застал его сидящим под яблоней и бормотавшим не на человеческом языке со стаей птичек. Так вождь убедился, что его сын одарен знанием птичьего языка». Птичий язык – это язык духов, следовательно мальчик обрел шаманскую способность проникновения в Иной мир.

Шотландские сказания о фейнах утверждают, что Фин не умер, а живет на некоем зеленом острове Илен-на-Хойг ("Остров Вечной юности"), который находится где-то далеко на западе, на самом краю света. На этом острове  растут волшебные яблоки и в животворных источниках течет всеисцеляющая вода. К вступившему на берег острова человеку тут же возвращается юность.

Подробнее...

Яблоня. Часть 2

Яблоня в мифологииЯблоню повсюду воспринимают как святое дерево. С древнейших времен срубить яблоню или выкорчевать яблоневый сад было дурным предзнаменованием. Во многих странах существовала традиция сажать дерево по случаю рождения ребенка. «Так, немцы в честь мальчика сажали яблоню, в честь девочки – гpушу».  У немцев существовало представление о том, что если женщина, у которой много детей, первой сорвет яблоко с молодого дерева, это дерево будет долго плодоносить. Кроме того, многие немецкие крестьяне считали, что коровий послед непременно надо повесить на яблоню, иначе на следующий год корова не отелится. 

В Англии с яблоками  было связано много суеверий и одним из них было «крещение» яблонь сидром для стимулирования их урожайности. В некоторый районах подобное «крещение» сопровождалось прикреплением куска теста на развилку самой высокой яблони в саду - дар духам, наблюдающим за яблонями для того, чтобы яблони хорошо уродили. Группа жителей поселка приходила «в гости» в чей-нибудь сад, вместе с хозяином и его работниками  окружала деревья и все начинали петь старинную застольную песню в честь яблони. В Корнуолле гости при этом пили сидр и выплескивали остатки на деревья. 

Подробнее...

Яблоня. Часть 1

Яблоня в мифологииЯблоня (лат. Malus) –дерево, обильно плодоносящее шаровидными сладкими или кисло-сладкими плодами. Цветет яблоня одновременно с распусканием листьев, обычно в конце апреля – начале мая. Плодоносить начинает с десятилетнего возраста. Яблоня является долговечным растением, отдельные виды могут расти до 3000 лет.

Родиной яблони считается Средняя Азия. В Казахстане и Киргизии яблоня до настоящего времени встречается в диком виде (Pyrus malus). Дерево дикой яблони, в отличие от ее окультуренных сортов, имеет колючки. От дикой яблони произошли все сорта яблонь, культивируемые сегодня. Яблоки-дички собирались уже давно, а крупноплодные окультуренные сорта были известны в Средней Европе еще в эпоху неолита. Даже в средние века плод-дичок применялся для сохранения вина, чтобы оно не прокисло. Считается, что окультуривание  яблони началось не менее 5 тыс. лет назад.  

С яблоней с древнейших времен связаны представления не только о плодородии, основанном на высокой плодоносности дерева, но и о целительных свойствах  плодов яблони. В одном старинном англосаксонском травнике приводится пространная поэма под названием «Колдовство девяти трав». В ней описываются  достоинства девяти из считавшихся в то время наиболее действенными лечебных растений. Яблоня в древнем заклинании названа седьмым растением.

Подробнее...

Реклама

Книги