МИФОЛОГИЯ

народов Мира

Растения

Растения в мифологии

Цветы. Часть 3

Цветок чертополоха у многих народов считался оберегом от злых силС некоторыми цветами связывались не только представления о смерти, но и апотропеические свойства. Так, в Испании  считали, что "цветок, вынутый в полночь из источника, якобы снимает чары, излечивает от болезней, приносит счастье". Согласно античной традиции, чертополох может разрушать злые знаки и изгонять демонические силы. Если его съест беременная женщина, у нее родится мальчик. В Китае чертополох считался символом стойкости и долговечности, потому что растение не теряло свой формы после обрезки.  На христианском Западе чертополох напоминал о страданиях Христа и мучеников.  "Изображения мучеников часто обрамляются усиками чертополоха".  В русской традиции чертополох считается растением-оберегом.

Подробнее...

Цветы. Часть 2

ГиацинтСколь разнообразно и велико количество цветов, столь же многочисленно и  количество  всевозможных примет и поверий, связанных с ними. В большинстве случаев  цветок выступает символом души и его происхождение связывается с пролитием крови,  со смертью и загробным миром.

В греческой мифологии из капель крови Прометея вырастает чудесный цветок, из которого Медея делает мазь, предохранившую Ясона от жара, изрыгаемого огнедышащими быками. Жители острова Саламина рассказывали, что "когда умер Аякс, то в их стране впервые появился цветок, белый с красноватым оттенком; и сам он и его листья немного меньше лилии; и на нем видны те же буквы, как на гиацинте". (1)

Подробнее...

Лилия

Цветок лилииБезусловно самыми почитаемыми цветами в Древнем Египте были лилия и лотос. Известно, что Египет разделяется на Нижний, северный, и Верхний, южный. Все колонны Карнакского храма были украшены символами  Северного и Южного Домов: колонны с левой стороны здания (то есть на северной стороне)  были украшены стеблями папируса - символа Нижнего Египта, колонны справа (на южной стороне) - лилией,  символом Верхнего Египта. В настоящее время гиды называют этот цветок лотосом, однако при внимательном рассмотрении этот цветок, похожий на трубу, никак не может быть лотосом. 

Древнеегипетские художники  отлично понимали, что лотос и геральдической цветок Верхнего Египта представляли собой два совершенно разных вида растений.  Свидетельство тому можно видеть на фреске в усыпальнице  в Фивах, где Аменхотеп III изображен сидящим на престоле, который поддерживают две колоны спереди и одна сзади. Задняя колонна имеет вид стебля папируса, а из двух передних колонн одна символизирует лотос, а другая - лилию, традиционный геральдический символ юга. Во внутреннем дворике Карнакского храма стоят две свободно стоящие колонны, воздвигнутые при Тутмосе III. "Высокий рельеф на колонне с северной стороны от входа изображает три стебля папируса. На колонне с южной стороны от входа высечены тоже три стебля, но, увенчанных сложным стилизованным цветком с частично отогнутыми лепестками. И если вы теперь на минуту оставите Египет и вспомните символический герб французской монархии, вы сразу же узнаете в них знаменитый «Fleur-de-Lys».

Подробнее...

Цветы. Часть 1

Цветы играли важную роль в мифологииЦветы и бабочки своей многоцветной красотой и хрупкостью всегда поражали человеческое воображение. Многообразие окрасок, перелив нежнейших оттенков и самая различная  форма ставят   цветы в первый ряд поразительных по красоте творений природы. Сложный и долгий путь эволюционного развития прошли цветы, из которых сегодня мы составляем букеты. Их размеры могут  варьироваться от крошечного - диаметром всего около 1 мм, до гигантского – таким  предстает цветок раффлезии Арнольда, достигающий в диаметре 91 см и весящий около 11 кг!  Мы видим их растущими на земле, на воде,  в воздухе. Одни из них любят солнечный свет и тянутся к нему, другие скромно предпочитают тень, третьи заболоченные места. Встречаются среди этих красивых созданий и безжалостные убийцы, и удивительные лекари. Неудивительно, что с древнейших времен цветы привлекали к себе внимание человека. Об их происхождении слагались легенды, с ними были связаны многочисленные поверья, их образ использовался как метафора быстролетной юности и мимолетной красоты, как символ земли, раскинувшейся на водах, или символ лучистого солнца. 

В мифологическом плане раннее появление весенних цветов связывало их с представлениями о детстве и юности, их увядание под набирающими силу солнечными лучами, с безвременной смертью. Греки и римляне на всех своих праздниках всегда носили венки из цветов.  В русской обрядности венки украшали девиц в праздничных хороводах. С помощью венков, бросая их в проточную в воду, гадали о сроке жизни: утонувший венок был плохим знаком, считалось, что его владелица умрет в течение года.  Во многих традициях цветы использовались в похоронной и погребальной обрядности: усопших и их могилы осыпали цветами. Сколь древна эта традиция можно видеть на примере неандертальского захоронения в пещере Шанидар (см. Загробный мир. Часть1)  А. Голан пишет, что "цветы, будучи плодами земли, в символике неолита были связаны с культом божества земли. В Древней Греции на празднествах водили в процессии быка, украшенного цветами, а в Древнем Египте – барана, украшенного цветами".

Подробнее...

Солнечные цветы

Цветок подсолнечникаЦветы желтого цвета служат неоспоримым символом солнца. Даже в названии некоторых из них видна связь с солнцем: Под-солнечник. Этот великан цветочного семейства так предан солнцу, что с восхода до заката солнца поворачивается в направлении солнечных лучей. Греческий миф повествует о том, как Аполлон отверг любовь Клитии, дочери  царя Вавилона, обратив внимание на ее сестру, Левкотею. Ревность Клитии стала причиной смерти Левкотеи, а Клития превратилась в цветок, который всегда поворачивает свой лик к солнцу. Греки так и называли подсолнечник - "клития" или "клейто" ("знаменитая").

Гелиотроп получил свое название (Гелиос — Солнце и тропе — поворот) не за окраску - его цвет сиреневый -, а  за то, что его цветки, подобно подсолнечникам, поворачиваются в сторону источника света. И этот цветок греческий миф связывает с Клитией, но не с вавилонской принцессой, а нимфой, дочерью Океана, страстно и безответно полюбившей Гелиоса, бога солнца.  Несчастная нимфа  не могла оторвать взора от любимого и весь день с тоской  поворачивала голову вслед за двигавшимся по небосклону светилом. Без воды и пищи нимфа иссохла и превратилась в цветок гелиотропа.

Подробнее...

Шаманское дерево в мифологии нивхов

Когда кто-то из сахалинских нивхов становился шаманом, для него устанавливали ель, у которой обрубали все ветви кроме четырех: считалось, что на них садятся во время отдыха духи-помощники шамана. Такая ель называлась чуң чхар (дерево чуң). Вокруг этого дерева втыкали по два прута от пяти деревьев: ольхи, рябины, клена, тальника и черемухи. На Амуре тоже устанавливали в этом случае дерево, называемое чамчэдьиршаманское сухое дерево. У его основания ставили деревянного идола-сторожа, который следил за тем, чтобы на дерево не садились посторонние, не обслуживающие данного шамана, духи. После установки такого дерева тесть будущего шамана изготовлял для него шаманские атрибуты.

Подробнее...

Шаманское дерево в мифологии нганасан

Нганасанский шаман видел шаманское дерево в болезненном сне. В течение длительного времени он был подвержен приступам мучительной шаманской болезни, во время которой проходило его шаманское становление. По рассказу одного из самых знаменитых нганасанских шаманов - Дюхадье, он болел три года и в течение трех дней вообще считался уже умершим. В эти три дня он проходил посвящение в шаманы. Находясь в забытьи, он видел себя спускающимся куда-то и затем идущим по воде. Когда будущий шаман дошел до середины моря, он услышал голос "верхней болезни", который объявил, что шаманский дар ему дан хозяином воды и что отныне его шаманским именем будет "Гагара". Продолжив путь и дойдя до хозяйки воды, он получил от ее мужа, главного подземного хозяина, двух проводников по дорогам всех болезней - горностая и мышь, с которыми "продолжал свой путь дальше до преисподней". Обойдя семь чумов различных болезней и ознакомившись с "путями" этих болезней, Дюхадье со своими проводниками пришел к девяти озерам, которые кишели многочисленными птицами с птенцами. На одном из озер был остров, а посередине этого острова росло дерево, похожее на молодую лиственницу, но такую высокую, что ее верхушка доставала до неба. Это было дерево Хозяина земли. Рядом с деревом росло семь трав - родоначальников растений, известных нганасанам.

Подробнее...

Шаманское дерево в мифологии ульчей

У ульчей, как и у нанайцев, пихта считалась священным деревом и была связана с их происхождением. А.Золотаревым записан ульчский миф о девушке, жившей в стволе пихты. От этой девушки и произошли ульчи. Согласно другому варианту было два дерева - пихта и кедр. В корнях пихты жила девушка, а в корнях кедра - юноша; от их брака и пошел ульчский народ. Еще один вариант жилищем девушки называет кедр, в корнях которого она жила, а жилищем юноши по имени Кондолину корни растущей рядом с кедром пихты. Парень и девушка были сестрой и братом и вступили в кровосмесительный брак - "пошли жить в кедр".

Подробнее...

Шаманское дерево в нанайской мифологии. Часть 2

В случае тяжелой болезни шаман совершал камлание небесным божествам у специально выбранного для это цели живого тополя потоха. На его восточной стороне делали затес и треугольное углубление вершиной вверх. Под деревом ставили угощение богам в виде водки, крови животного, каши. Затем маленькие кусочки каждого угощения клали в этот треугольник. Шаман просил милости и здоровья для больного. Такое дерево нельзя было трогать, ломать — иначе больной мог заболеть еще больше и даже умереть. Для обряда выбирались крепкие, молодые деревья. В настоящее время из-за невозможности сохранить дерево в неизменном виде стали отрезать фрагмент дерева, отметив сначала его восточную сторону. На ней делают треугольное углубление, приносят домой, где и совершается обряд. Это дерево, а также его часть, называется пиухэ. Пиухэ считалось священным деревом, ритуал выделения и обожествления пиухэ назывался тэвури (досл. – посадить, установить). Треугольное углубление - это главная часть, в которой содержалось пиухэ. Тяжелобольные простые старики молились по ночам о здоровье, преклонив колени перед тремя священными шестами - символами богов арингтари или арингторго. Эти три шеста представляли собой совокупность девяти небесных деревьев потоха, у корней которых жили пестрые кабаны, а в ветвях - небесные зайцы гурмэн токса, увешанные бубенчиками. Жертвы которые приносились этим божествам в течение трех дней, попадали к этим божествам.

Подробнее...

Шаманское дерево в нанайской мифологии. Часть 1

«Этого дерева нет ни на земле, ни на небе, - оно есть только в шаманском сне»... Нанайцы называли его конгор дягда яло туйгэ (где конгор - звук колокольчика, дягда - сосна, яло - вселенная, туйгэ – священный столб). По некоторым представлениям оно росло из нижнего мира и верхушкой доставало до верхнего, по другим - это было небесное дерево, на котором висели рога, вместо листьев у дерева были медные зеркала (толи) и колокольчики (бубенчики). У нижнеамурских нанайцев сохранился миф о происхождении шаманства в связи с этим деревом: герой срубил его каменным топором и, собрав росшие на нем шаманские аксессуары в мешок, принес их людям. В варианте после долгого пути герой нашел это дерево с листьями-зеркалами растущим на сопке. Дерево караулил священный небесный заяц гурмэн токса с колокольчиками. Герой убил зайца и собрал с дерева предметы, необходимые для шаманства. С тех пор люди начали шаманить.

Подробнее...

Реклама

Книги