МИФОЛОГИЯ

народов Мира

Растения

Растения в мифологии

Мандрагора

Мандрагора в старинной книгеМандрагора -  растение, с которым связаны многочисленные поверья, в Европе именовалась «цветком ведьм».  Однако знаменито оно  не цветком, а корнеплодом. За свое удивительное сходство с  человеческой  фигурой  раздвоенный корень этого растения получил название  «человек-змея», по-английски mandrake, откуда и произошло само название растения. Вплоть до Нового времени мандрагора высоко почиталась как альраун (волшебный корень).  Пифагор называл мандрагору  «человекоподобным растением», а Колумелла – «травой-получеловеком». Именно сходство с человеческой фигурой породило представление о способности мандрагоры излечивать бесплодие у людей и животных и способствовать возникновению любви. Суеверие это возникло в древности и нашло отражение  в Книге Бытия(30:14-17), где упоминаются «мандрагоровые яблоки», которые бесплодная Рахиль выменяла у Лии.

Подробнее...

Цветы. Часть 10

Трехцветный вьюнокЗападный цветочный календарь (окончание). Символ августа - алый мак  служил символом плодородия из-за множества семян, заключенных в семенной коробочке. Поэтому он являлся атрибутом Геры (Юноны) - богини плодородия и супружества. Храм и статуя богини  на острове Самос украшались маковыми головками мака. С маком в руке всегда изображалась богиня жатвы - Церера (Деметра). Ее статуи украшались венками, сплетенными из пшеницы и маков. Часто саму богиню называли Меконой (от греческого mecon, makon - мак). Мак был атрибутом бога сна Гипноса.

Подробнее...

Цветы. Часть 9

В европейском цветочном календаре хмель был символом октябряЗападный вариант цветочного календаря отличается от китайского тем, что в нем  символом месяца выступает всего два дерева - боярышник и падуб.  Общими с китайским календарем являются цветы хризантемы и мака. Символом января является подснежник, февраля - первоцвет, марта - фиалка, апреля - маргаритка, мая - боярышник, июня - жимолость, июля - водяная лилия, августа - мак, сентября - вьюнок, октября - хмель, ноября - хризантема и декабря - падуб.

Подснежник является символом надежды, - потому что это один из первых предвестников грядущей весны, и чистоты - из-за своей девственной белизны.  Однако самое распространенное суеверие связывает этот цветок со смертью и несчастьем.(подробнее см. в Подснежник).

Подробнее...

Цветы. Часть 8

В китайском календаре цветущая вишня обозначала январьВ некоторых культурах каждый из 12 месяцев года символизируется особенным цветком. Приведем два "цветочных" календаря, восточный - китайский и западный. В китайском календаре символами месяцев являются следующие цветы: январь - цветы вишни; февраль - цветы персика; март - пион; апрель - цветы вишни; май - магнолия; июнь - цветы граната: июль - лотос; август - цветы персика; сентябрь - мальва; октябрь - хризантема; ноябрь - гардения и декабрь - мак. Как видим, в пяти случаях символами выступают цветки деревьев, причем цветы вишни и персика - дважды: цветы вишни в феврале и апреле, цветы персика в феврале и августе.

Подробнее...

Цветы. Часть 7

C помощью букета цветов можно было передать различные чувстваЦветочная символика стала основой «языка цветов». Каждый цветок имел свое значение и служил средством передачи любовных посланий. В некоторых странах цветы представляли собой сложный язык. Примечательным примером служит "Селам", язык цветов, которым пользовались в турецких гаремах. Он был введен в Европе шведским королем Карлом XII. Через несколько лет этот язык появился и в Англии, после того, как писательница Уортли Монтегю, посетив Турцию, изучила как при помощи правильно составленного букета выразить самые разные чувства - от привязанности и дружбы до неприязни и ненависти.

В цветочном послании были важны такие детали, как были ли цветы преподнесены соцветиями вверх или вниз, были ли убраны шипы или листья, и находились ли они в правой или левой руке. Даже наклон руки имел свой смысл: наклон вправо означал утвердительный ответ, влево - отрицательный. Также было важно куда поместит цветок принимающий его: если в прическу, то это означало предостережение, если у сердца - любовь. Большая часть этого цветочного языка была утеряна и в настоящее время крайне редко можно ожидать понимания того, что сказано цветами и получить ответ.

Подробнее...

Фиалка

ФиалкиФиалка (лат. Viola odorata, греч.  Ionia) - маленьких цветок с сильным запахом, который, согласно народному поверью "учит скромности", потому что этот провозвестник весны растет в тени более высоких растений. По греческому мифу. в тот злополучный для Персефоны день, когда она была похищена богом загробного мира Гадесом, она вместе с подругами  собирала на лугу крокусы, розы, гиацинты и  фиалки.

Греческий миф об Аттисе, божестве фригийского происхождения, повествует о том,  как фиалки возникли из капель его крови. Аттис, "видимо, был богом растительности. Во время праздника, справлявшегося весной, жители Фригии ежегодно оплакивали смерть этого бога и радовались его воскресению".(1) Согласно одной из версий мифа, особенно распространенной в Пессинунте - центре культа Матери богов Кибелы, Аттис оскопил себя под сосной и умер от потери крови. По мнению Дж. Фрэзера членовредительство Аттиса "очевидно, является попыткой объяснить членовредительство жрецов, которые, поступая на службу богине, непременно оскопляли себя". 

Подробнее...

Ландыш

ЛандышиДословный перевод  имени ландыша  с латинского языка  означает «лилия долин, цветущая в мае». Многие народы почитали это растение как символ весны. Так, древние германцы украшали себя ландышами в весенний праздник Остерн. В конце праздника увядшие цветы торжественно сжигали в жертву Остаре – богине зари, вестнице тепла. А в Англии из века в век  передавалась легенда о том, что ландыши растут в лесу в том месте, где сказочный Леонард победил дракона,рвавшего героя клыками и когтями. Их чистые колокольчики вызванивают победный гимн.  Чаще всего происхождение этих нежных белых цветов связывали со слезами. К примеру, в русской мифологической традиции считалось, что ландыши произошли из слез водяной царевны Волховы, полюбившей Садко,

Подробнее...

Цветы. Часть 6

Цветы – атрибут пери, добрых духов персидской мифологииЯзык цветов – это язык любви.  Легенды о превратившихся в цветы влюбленных переходят из уст в уста. У китайцев есть красивая легенда, согласно которой все женщины в мире духов имеют форму какого-нибудь цветка. Цветы – атрибут пери (букв. «крылатый»), добрых духов   персидской мифологии, которые  в образе прекрасных крылатых женщин охраняют людей от злых духов. В таджикском фольклоре сохранились архаические представления об этих духах, в частности, ночной характер их проявления и утрату активности при свете дня. По памирским верованиям пери связаны и с цветами, и с водой: когда пери смеется, цветы падают у нее изо рта, когда плачет – жемчуг скатывается на землю. Само появление пери сопровождалось  необыкновенным ароматом и благоуханием.

Подробнее...

Цветы. Часть 5

Цветок ирисаЦветы были атрибутом многих божеств, в частности древнеримская богиня Флора неизменно изображалась с корзинкой, полной весенних цветов. Наверное были среди них и нежные ирисы, родовое название которых произошло от греческого слова «iris» — радуга. В честь богини радуги Ириды и был назван ирис. Греческой Афродите были посвящены кроме голубя, жемчужины, морского анемона и раковины также и цветы. В Сикионе находился священный участок богини со святилищем, посвященном  ей. Статуя в святилище изображала богиню с маком в одной руке и яблоком в другой. При описании достопримечательностей Элиды Павсаний упоминает святилище Харит: "одна из них держит розу, средняя – игральные кости, а третья – небольшую веточку мирта. Причину, по которой у них в руках указанные вещи, можно было бы объяснить так: роза и мирт посвящены Афродите и всегда функционируют в сказаниях об Адонисе...".

Подробнее...

Цветы. Часть 4

Цветки кактусаЦветы играли важную роль в  мифологических представлениях индейских племен. Происхождение цветов связывалось в тольтекском мифе с волосами богини, из тела которой была создана земля: верховный бог тольтеков Тонакатекутли и его жена Тонакасиуатль создали четырёх сыновей: красного Тескатлипоку, чёрного Тескатлипоку, Кецалькоатля и Уицилопочтли, которые  ассоциировались с четырьмя сторонами света: востоком, севером, западом и югом соответственно. Согласно мифам, Кецалькоатль и Тескатлипока принесли с небес богиню земли Тлальтекутли, полную «во всех своих суставах головами и ртами, которыми она кусалась, как дикий зверь, и прежде чем они спустились, уже была вода, которую неизвестно кто создал» («История Мексики» А. Теве). Из богини сделали землю, из её волос - деревья, цветы и травы, из глаз - колодцы, источники, пещеры, из рта - реки и большие пещеры, из носа - долины гор, из плеч - горы.

Подробнее...

Реклама

Книги