Первоначально Осирис был местным богом города Джед(у) (Джедет) в Дельте. Греки называли этот город Бусирис -  то есть «Дом Осириса». В заупокойных текстах он нередко называется "владыкой Бусириса", что "безусловно, указывает на связь Осириса как бога умерших с Бусирисом". Точное египетское произношение имени неясно, обычно считается, что оно звучало как Usir(i). Имя этого бога, как считает Макс Мюллер, «вероятно, является древним неправильным прочтением иероглифических символов, которые стали непонятны».  Дж. Фрэзер полагает, что  имя Осириса имеет значение «"посев" или "жатва", поэтому древние авторы иногда выражали мнение, что он олицетворяет дух хлеба». Плутарх пишет, что поскольку "Осирис изображается иероглифами, обозначающими глаз и скипетр", то имя его означает "многоокий (os - "много"  и  iri - "глаз"). "Милостивый характер, приписываемый Осирису, отразился в его дополнительном имени Un(en)-noffer или Unnofru - Уннефер (Делающий добро), греч. «Онофрис».  Он часто носит титул Neb-er-Zer или «Властелин всего сущего».

 

Почитание Осириса распространилось из Бусириса по всему Египту, но главным местом его поклонения вскоре стал Абидос (древнеегип. Абджу, современное Арабет-эль-Мадфунах) — древний город в Среднем Египте. Особое значение приобрел этот город в связи с тем, что в нем находилось захоронение одной из священнейших частей тела Осириса – головы. В тексте из храма Дендеры перечисляются места, в которых были захоронены части тела бога. К примеру, левая нога Осириса была захоронена на о. Бигэ, шея была захоронена в Летополе, сердце – в Атрибе, а голова – в Абидосе, с которым соперничал Мемфис за право считаться местом захоронения столь важной части тела. Во всяком случае, во времена греков насчитывалось сорок два храма Осириса, с которыми связывалось священное захоронение его останков. В древности у многих народов существовала традиция расчленения своих правителей и захоронения их останков в разных частях страны с целью обеспечения земли плодородием.

Абидос входил в VIII верхнеегипетский ном, в котором почитался  Упуат (Вепуат), бог в образе волка или черного пса, «Открывающий пути» (в мир смерти) и  Хентиаментиу, бог умерших в образе черного пса, с титулом «Первый из Страны Запада». Центром культа Упуата был город Сиут (греческий - Ликополь. "волчий город"). От Сиута начинался крупный караванный путь, и Упуат почитался как бог-проводник, разведчик, поэтому у него был эпитет "вожатый" ("ведущий"). Упуат был воинственным божеством, его атрибутами были булава и лук. Имел также функции покровителя умерших, ведущего их в страну смерти так же, как при жизни выполнял функции проводника, проводящего караван. Упуат - волк. часто отождествлялся с шакалом Анубисом.

 В эпоху Старого царства и I переходного периода  образы Упуата и Хентиментиу были поглощены образом Осириса, и Абидос стал одним из главных осирических центров. Упуата уже называли "первым бойцом Осириса",  иногда он отождествлялся с ним. Штандарты с атрибутами и изображениями Упуата выносили перед выходом фараона, несли во главе процессии во время мистерий Осириса в Абидосе вместе с штандартами Анубиса. В Мемфисе Осириса идентифицировали с местным богом некрополя, ястребом Сокаром.

Необычайная популярность Осириса была обусловлена верой в воскресение, связываемой с этим богом. Именно это обстоятельство отличало его от более ранних божеств некрополя, «которые не имели ничего общего с надеждой на воскресение и которые вследствие этого (за исключением Анубиса, древнего бога умерших Верхнего Египта) оставались местными хранителями мертвых».  Поскольку Осирис представлялся богом великих перемен и изменений,  а смерть была самым важным изменением в жизни человека, именно с Осирисом стала связываться надежда на воскресение.

Таким образом, став покровителем душ и царем подземного мира, Осирис тем не менее продолжал оставаться  «владыкой воскресения и новой и вечной жизни». Все египтяне желали обрести бессмертие через погребение в Абидосе, ибо «опуская тела мертвых в могилу, египтяне отдавали их на попечение того, кто из праха мог поднять их к жизни вечной, подобно тому, как благодаря этому богу весной прорастают над землей семена». Свидетельством существования такой веры служат набитые зерном статуэтки Осириса на могилах. "Эти изображения являлись одновременно символом и орудием воскресения".

Во времена Среднего царства Осирис приобретает статус общеегипетского бога-царя загробного мира, и с этого времени   «каждый покойник отождествляется с царем загробного мира Осирисом  и в силу этого обретает вечное, полновластное бытие в загробном мире».

Использованные материалы:

  1. Макс Мюллер. Египетская мифология:
  2. Плутарх Исида и Осирис, X;
  3. Альфред Видеман. Религия древних египтян;
  4. М.А. Коростовцев. Религия Древнего Египта.