Отождествлению Диониса с Сабазием, культ которого включал в себя поклонение змею,   способствовало и то обстоятельство, что критский Дионис был сыном Зевса-змея. И во Фракию, и во Фригию культ Диониса пришел из Крита и, слившись в  эллинистическое время с культом бога Сабазия, придал Дионису постоянное прозвище Дионис-Сабазий, отождествив последнего с Дионисом-Загреем, сыном Зевса-змея и Персефоны. "По причине почтительного благоговения... рождение его отмечают в тайне, в тайне приносят ему жертвы, и все почести воздают ночью". (Diod. IV 4, 1).

Имя критского  Загрея означает букв. «великий охотник», «великий ловчий» и было дано отцом-змеем сыну, которого он намеревался сделать царем мира. Сразу после рождения ребенка Зевс "распорядился, чтобы сыновья Реи – критские куреты... сторожили колыбель с младенцем в пещере на горе Ида, прыгая вокруг него и бряцая оружием... Однако враги Зевса титаны, чтобы остаться неузнанными, выкрасились белым гипсом и стали ждать когда куреты заснут.  В полночь они выманили Загрея с помощью детских игрушек: шишки, раковины, золотых яблок, зеркала, бабок и клока шерсти".

 

Загрей пытался устрашить нападавших, превращаясь в дракона, тигра и быка, однако титаны, побуждаемые свирепым мычанием коровы-Геры, утащили  новорожденного  сына Зевса – рогатое дитя, увенчанное змеями, и разорвали его на куски, которые пожрали сырыми.

Существуют две версии воскресения Загрея. По одной  Афина сохранила сердце  разорванного ребенка, вложила его в гипсовую фигуру и вдохнула в нее жизнь. По другой, наиболее распространенной, Афина дала Семеле («земля»), фригийско-фракийскому божеству, выпить напиток, к которому было подмешено истолченное в порошок сердце Загрея. Преждевременно родившегося шестимесячного ребенка, как уже было сказано, Зевс выносил, зашив в свое бедро.Таким образом Загрей родился вторично как Дионис. Оба они были разорваны на куски, с той лишь разницей, что куски тела Диониса съедались в вареном, а не в сыром виде. Воскрешение Диониса произошло с помощью Реи, которая  составила из кусков тело внука и возвратила ему жизнь. Из  пролитой на землю крови Диониса выросло гранатовое дерево, деталь, отсутствующая в критском культе. По обстоятельствам своего рождения Дионис и получил наименование «дважды рожденный» или «дитя двойных дверей».

Разгневанный Зевс сбросил титанов в Тартар,  опалил землю, мать титанов,  страшным пожаром, а затем наслал на нее потоп. Загрей обрел бессмертие, тем не менее в Дельфах показывали гробницу Диониса-Загрея, так же как на Крите могилу его отца Зевса.

В основе мифа о разорванном титанами ребенке лежал практиковавшийся на Крите обычай ежегодного принесения в жертву мальчика, заменявшего царя-быка Миноса. «Мальчик царствовал всего один день, затем участвовал в танце, символизировавшем пять времен года – льва, козы, коня, змей и тельца, после чего его заживо съедали».  У автора 4 в. Фирмика Матерна (VI, p.15) содержится подробный рассказ о растерзании Либера-Зевса, сына критского царя Зевса. Порфирий («О воздержании» II.56) тоже сообщает, что в давние времена критские куреты практиковали принесение детей в жертву Крону.

По заключению Р. Грейвса "титаны, выбелившие свои лица, это те же куреты, изменившие свой облик, чтобы дух жертвы не смог бы их узнать". Колыбель с самим Зевсом, отцом Загрея-Диониса,  Рея тоже отдала в свое время под охрану танцующих и бряцающих оружием куретов. На Крите около Диктейской пещеры был обнаружен гимн, содержащий «обращение к Крониду, величайшему из юношей, кто танцует и прыгает вместе со своими Властителями, чтобы больший урожай приносили поля и стада  и чтобы рыбак возвращался с уловом. ...Когда человеческие жертвоприношения  вышли из употребления, Зевс предстал мечущим молнии в титанов в связи с их враждебным отношением к нему».

Особый интерес к мифу о Загрее-Дионисе вызывает связь его культа  с Орфеем, учредившим таинства. Так называемые игрушки, которыми титаны выманивали ребенка из его убежища, на самом деле были священными предметами, которые использовали философы-орфики, перенявшие обычай такого жертвоприношения, заменив, однако,  мальчика бычком. "Раковина была не настоящей, а представляла собой продырявленный камень, или особой формы керамический предмет, в который дули, чтобы получить звук, напоминающий сильный порыв ветра, а клок шерсти вполне был пригоден для того, чтобы наносить на куретов слой мокрого гипса... шишка была древним символом богини, в честь которой титаны приносят в жертву Загрея; зеркало должно отражать второе «я» каждого участника церемонии инициации или его дух; золотые яблоки – это пропуск в Элисиум после ритуальной смерти, а бабки символизируют гадательные способности».

Поклонявшиеся Дионису-Загрею орфики «ритуально поедали его в образе быка», причем «ни один из орфиков, вкусив однажды от плоти бога своего, уже никогда больше не прикасался ни к какому мясу».

 Использованные материалы:

  1. Мифология. Большой энциклопедический словарь;
  2. Р. Грейвс. Мифы Древней Греции.