Божеством растительности, умирающей под палящими лучами солнца, выступает также шумерский бог Нингишзида, сын бога подземного царства Ниназу (шум. «господин-врач»),  бога-целителя, божества ритуальных омовений. Один из эпитетов самого  Нингишзиды – «прислужник далекой земли» (т. е. подземного царства). Гильгамеш встречает его вместе с Думузи в подземном мире, где Нингишзида является сторожем сосланных туда злых демонов. В аккадском мифе об Адапе, он вместе с Думузи  сторожит небесные врата бога Ану. Созвездием Нингишзиды была Гидра.

Имя этого бога  означает "Господин истинного (или животворящего?) дерева", а имя его жены Нин(гиз)зимуа – "Госпожа, посадившая истинное (животворящее) дерево".  Поскольку в обоих именах содержится слово "дерево", было выдвинуто предположение о том, что Нингишзида был связан с рубкой деревьев, производимой для расчистки земли под посев зерновых.  Это также может указывать на культ некоего, считавшегося животворящим, дерева.

 

Одним из символов этого бога является топорик, откуда и происходит эпитет Нингишзиды - «носящий топорик», но наиболее известен его змеиный символ -  изображение двух переплетенных змей, так называемый змеиный узел. Ствол и корни дерева были основным образом Нингишзиды, "однако позднее переплетенные корни – воплощение живое сверхъестественной власти – отделяются от ствола и становятся обвивающими его живыми змеями".  В антропоморфном облике он изображался восседающим на драконе с вырастающими из плеч двумя змеями.

Этот бог в качестве бога-врачевателя был личным покровителем правителя Гудеа. Известен сосуд, посвященный Гудеа, на котором изображены змеиные драконы, держащие столбы ворот. Между столбами помещен символ бога – пара перевитых змей. На одной цилиндрической печати Гудеа изображено его животное – рогатая змея. Сам Нингишзида, бог и защитник Гудеа, с двумя рогатыми змеями, растущими из плеч, ведет Гудеа к  трону Энки.

Сходство между Думузи и Нингишзидой позволило сделать вывод, что  последний тоже был богом плодородия, который умирал (опускался в подземный мир) и воскресал (оказывался на небе). Этому способствовала и его змеиная форма, потому что змея выходит из подземного мира (=мира плодородия) и ежегодно меняет кожу.

У шумеров существовали представления еще об одном божестве растительности по имени Асаг. Миф повествует о рождении этого бога из земли, оплодотворенной богом Аном. Асаг фигурирует в мифах о Нинурте, где Нинурта предстает как олицетворение грозовой    тучи, зооморфным образом которой служит львиноголовая птица-орел. Миф изображает бушевание весенних гроз в горах как битву между Нинуртой и царем-соперником Азагом (шумер. «камень из пращи»).

Ритуальная битва между Нинуртой и силами зла, возглавляемыми Асагом, разыгрывалась в весенние новогодние дни. Нинурта был покровителем плодородия полей, скота и рыболовства, его эпитет – «земледелец Энлиля». Его черты как бога растительности наиболее древние, а как бог войны он сражается в первую очередь с горными народами. В конце битвы с Асагом  победивший Нинурта создает новый мир из тела своего поверженного противника. Из частей тела убитого Асага вырастают травы, цветы и молодая зелень. Вероятно, миф отражал не только мотив борьбы равнинного божества плодородия с горным, но и  архаичный обряд новогоднего поединка молодого царя со старым.

 Использованные материалы:

  1. Мифы народов мира, т. II;
  2. Т. Якобсен. Сокровища тьмы. История месопотамской религии;
  3. И.М. Дьяконов. Люди города Ура;
  4. В.Е.Емельянов. Древний Шумер. Очерки культуры.