Знак минь в древнекитайском языке одинаково означал лягушку и жабу.  На южно-китайских бронзовых барабанах наносились изображения лягушек. Принимая во внимание, что "одной из важных ритуальных функций барабанов было вызывание дождя (например, у чжуан)", можно сделать вывод о важной роли, которую играла лягушка в дождевой магии. Считалось, что на вершине горе Хотайшань, "по преданию испускавшей страшную засуху, находился источник, начинавший бить при звуке барабанов".  а крик ядовитой трехлапой жабы юй (или черепахи), раздававшийся в четвертом месяце, сравнивался с барабанным боем. Пятый месяц по лунному календарю был месяцем летнего солнцестояния, месяцем середины года, состоявшего из двух половин. В это "переломное" время "кульминация светлого начала ян несла в себе рост и усиление темного начала инь. ...Многие магические обряды в дни летнего праздника были призваны обезопасить людей от традиционных пяти видов ядовитых тварей: стоножки, скорпиона, змеи, ящерицы и жабы. ...Во многих районах на детей надевали передники с вышитыми на них изображениями ядовитых тварей и тигра - грозы нечисти. Упомянутые обычаи указывают на то, что перенять силу ядовитых тварей во время праздника Дуаньу означало уберечься от них на будущее. Так, жабу в Китае с древности использовали для приготовления снадобий, предохранявших от оружия. Еще в прошлом веке царедворцы в Пекине в день Дуаньу отправлялись в императорский парк на ловлю жаб. Пойманных жаб прокалывали иглой чуть выше глаз ради выделяемого ими секрета, который, как считалось, излечивал сердечные заболевания". 

 

Трехлапая мифическая жаба выбрала местом своего обитания Луну, и миф рассказывает как это произошло: Чан-э, жена стрелка И. приняв снадобье бессмертия, дарованное ее мужу,  унеслась на луну. На ней она  и превратилась в жабу – чань, которая обычно изображалась трехлапой, толкущей  на луне снадобье бессмертия. Вместе с ней на луне живет Юэ ту ("лунный заяц").  В варианте мифа улетает  на луну  Хен О, жена стрелка Шэнь И. Попробовав на луне росу, Хен О превращается в жабу и становится лунной богиней, а ее муж – солнечным богом. "Китайцы утверждают, что она наиболее прекрасна в пятнадцатый день каждого месяца, когда муж навещает ее".

В полнолуние праздновался праздник урожая Чунь-Чиу, посвященный лунной богине Чанъэ -  день рождения Луны. Китайские маги гадали по воде, использовали жезлы из ивового дерева, восковые куклы, стебельки тысячелистника и  магические зеркала, украшенные по краям изображениями единорогов, животных, представляющих 4 стороны света. В центральном Китае, при раскопках "гробницы женщины благородного сословия" было обнаружено траурное знамя времен династии Хань, на котором была изображена жаба на полумесяце, а под ней кролик.  По традиционным китайским представлениям, лягушки, жабы и черепахи в наибольшей степени среди всех животных воплощают в себе начало инь... …согласно древним трактатам, при династии Хань в полнолуние пятого месяца, когда, как считалось, инь приходит на смену ян, чиновникам для ликвидации опасного влияния этого переломного в году дня давали пить отвар из совы и ся ма, в которой исследователи видят жабу чань-чжу. ...Особо чудодейственная сила приписывалась китайской мифологией трехлапой жабе чань-чжу. Считалась, что, становясь очень старой, она приобретала способность пожирать демонов засухи, а если такую жабу в пятом месяце высушить в тени  инь, а затем ее лапой начертить на земле рисунок, сразу же хлынет ливень". 

Использованные материалы:

  1. В.В. Евсюков. Восточно-азиатский палеолитический миф о сотворении земли//История и культура народов Азии;
  2. Мифы народов мира, т.II;
  3. Эдвин К. Крапп. Астрономия. Легенды и предания;
  4. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии;
  5. Д.Дж. Конфей. Мистерии и магия Луны