Образ лягушки, само ее происхождение,  связаны с землей. По монгольским мифологическим представлениям  сам Эрлик, владыка царства мертвых, вытащил ее вместе со змеей и кабаном из земли.  Вероятно, она была возвращена  в нижний ярус мироздания, потому что  устойчивым было представление о том, что земля, имеющая форму диска или квадрата, покоится на брюхе гигантского водяного животного – черепахи или лягушки (Алтан Мелхий, «золотая лягушка»), лапы которого, так же как и стороны квадратной земли, соотносятся с четырьмя сторонами света.  Иногда водяное животное держит на себе мировую гору. Эпитет "золотая", постоянно придаваемый мировой лягушке/черепахе, держащим на себе землю, основан на представлении о связи золота с идеей «изначальности (т.е. существования с самых истоков). ... известную роль тут играет и созвучие: алтан дэлхий ("золотая земля") - алтан мэлхий ("золотая лягушка"). Чередование же в этом качестве лягушки и черепахи облегчено тем, что само название черепахи по-монгольски будет яст мэлхий (т.е."костяная лягушка"), а относятся они в данном регионе к одному мифологическому классу". В ойратском эпосе 75 черных мангусов родились в виде лягушат от чудовищной черной бабы, возникшей из пены ядовитого желтого моря.

 

В космогоническом мифе монголов-халхасцев земля стоит на двух китах и лягушке. Есть вариант, в котором  творцами земли являются Очурманы и Чаган-Шукуты, который по просьбе Очурманы достал лягушку, положил на воду брюхом вверх. Очурманы сел на нее, велел Чаган-Шукуты снова нырнуть, достать землю, высыпал принесенную землю на лягушку, земля стала расти. У монголов-дюрбютов Шагджи-Туби бросил принесенную им с неба щепотку земли в океан, щепотка разрослась, образовала землю, которая стоит на лягушке и двух китах. В конце мира они освободятся, и земля утонет, но Майдари сотворит новую землю, поставив ее на тех же китов и лягушку.

В калмыцких сказках землю держит бык-лягушка, начинающий реветь и ёрзать, когда проголодается; чтобы его успокоить, требуются целые стада скота. По представлениям калмыков у злого женского духа Шулмасы голова лягушки, козлиные ноги и хвост верблюда вместо косы.

Использованные материалы:

  1. Мифы народов мира, т. II;  
  2. Ю.Е. Берёзкин. Мир черепахи: от детских рассказов до космогоний. В связи с оберегом из североамериканской коллекции МАЭ;
  3. Ю.Е. Березкин. Рыба и бык: зооморфная опора земли в фольклоре Евразии;
  4. С.Ю.Неклюдов Вещественные объекты и их свойства в фольклорной картине мира.