У эвенков творцом земли была лягушка, вынесшая в своих лапках землю из-под воды. Злое божество выстрелом из лука убило ее. Лягушка перевернулась кверху брюхом и с тех пор лапами поддерживает землю, окруженную со всех сторон водой. Существовало также представление о четырехугольной земле, поддерживаемой четырьмя лягушками или черепахами.

В мифе конных эвенков Забайкалья о создании земли  лягушка выступает  помощницей Творца земли –  выносит в своих лапках землю из-под воды. Однако злой брат Творца убил ее выстрелом из лука, вследствие чего Лягушка перевернулась на спину и с тех пор поддерживает лапками землю, со  всех сторон окруженную водами.

 

В представлениях байкальских эвенковв лягушку обратился Маджишири, который лег на брюхо, растянул руки и на своем брюхе утвердил им же созданную землю. Если один палец у лягушки пошевелится, бывает землетрясение. Эти мифы восходят к буддийскому преданию о Манджушри, убившему  из лука Золотую Космическую черепаху и на ее брюхе утвердившему землю.

В качестве символа земли изображение лягушки применялось как подвеска к костюмам эвенкийских шаманов. В мифе эвенков-орочонов лягушка становится опорой земли из страха перед наказанием. Вот как об этом повествует миф: "В начале времен было только небо, на котором светили солнце, луна, звезда Чалбон (Венера), и вода, в которой жили змея с лягушкой. Змея была уже очень старой, мерзла в воде и уставала. Она попросила лягушку достать немного земли и укрепить ее на воде, чтобы змея могла отдыхать и греться на солнце. Лягушка нырнула, достала землю, но когда стала ее укреплять, земля стала тонуть. В это время подплыла змея и лягушка, испугавшись, что она начнет ее ругать, поднырнула под землю, перевернулась и стала поддерживать ее лапами". Лягушка (баха) - помощник шамана в его путешествиях в Нижний мир. Вместе с другими  благожелательными духами - мамонтом (сэли) и змеи (кулин) - она "обитала"  на третьем ярусе нижнего мира, в соседстве со злыми духами. 

Использованные материалы: 

  1. В.В. Евсюков. Восточно-азиатский палеолитический миф о сотворении земли//История и культура  Востока Азии;
  2. Ю.Е. Берёзкин. Мир черепахи: от детских рассказов до космогоний. В связи с оберегом из североамериканской коллекции МАЭ;
  3. А.И. Мазин Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов.