В  среде охотников и рыболовов Сибири бобр был очень почитаемым животным. Животное ценилось не только из-за меха, но и за бобровую струю, которая стоила в несколько раз дороже самой шкурки. Распространено было очищение тлеющей бобровой струей в тех случаях, когда человек опасался быть оскверненным. Например, манси "очищали" мужчину, который нечаянно прошел под какой-нибудь принадлежностью женского костюма, или женщину, при ее возвращении в дом после родов. Образ жизни бобров породил представления о существовании настоящего  бобрового народа, живущего так же, как живут люди: селящегося семьями, справляющего праздники, воспитывающего своих детей, делающего хозяйственные запасы на зиму и даже имеющего рабов среди бобров и  собственные бобровые кладбища.

 

Более всего следы почитания бобров сохранились среди обских угров, так как Бобр играл значительную роль в их  мифологическом мировоззрении. Северные ханты делились на две половины - Пор и Мось, восточные - на три группы - Лося, Медведя и Бобра. У хантов с Ляпина иттармы (деревянные "куклы"), изображающие предков - прадедов и прабабок, - были одеты в бобровые шкурки и хранились в специльных сундуках. Ханты на Васюгане, Агане и Пиме считали бобра священным зверем.

В мифологии манси бобр связан с богиней-матерью: в мансийской песне поется как по одной из кос богини-матери Калтащ «поднимается живой соболь, а по другой спускается бобер». На женские швейные сумки тутчан часто наносилось изображение бобра. В этом случае такую сумку не клали в могилу умершей, хотя обычно тутчаны хоронили вместе с их владелицами

В кетском мифе четырехпалая Хоседэм («эм» - мать), соотносящаяся с Нижним миром, в облике бобра сражается с героем Альбой. Она живет   в каменном чуме на далеком северном острове в устье Енисея. Следы ее ног всегда разные и походят на следы хищного зверя, ее дом или ее чум находится в океане, на скале. От нее мор, болезни, непогода и даже смерть, так как она питается человеческими душами. Побежденная Хоседэм сгорает, а из ее сожженного тела возникают лягушки и комары.   

Использованные материалы: 

  1. З. П. Соколова. О культе предков у ханты и манси//Мировоззрение финно-угорских народов;
  2. В. М. Келемзин, Н. В.Лукина Знакомьтесь: ханты; 
  3. И. Н. Гемуев. Мировоззрение манси. Дом и космос; 
  4. Мифы народов мира т.II