Выдра выступала одним из главных мифологических образов у оджибве, индейцев Северной Америки. В мифе оджибве о происхождении времен года «выдра уносит лето», что соотносит образ этого зверька с осенне-зимней половиной года. В варианте этого мифа фигурируют две выдры: Большая и Малая, участвующие в походе за освобождение перелетных птиц, т. е. за приход весны. Большая выдра создает помехи в походе, а Малая – освобождает птиц. Затем, спасаясь от преследователей, Малая выдра лезет на дерево, а оттуда на небо и становится созвездием Большой Медведицы.

У оджибве существовало тайное общество Мидевивин, мифологические традиции которого описывают как посланник Великого Духа – Минабожо,  посредник  между ним и людьми, из сострадания к людям «открывает самые благородные тайны выдре и внедряет в ее тело мигис (символ миде), чтобы она стала бессмертной и могла посвящать и освящать людей. Поэтому сумка из кожи выдры играет принципиальную роль в посвящении миде: в нее вкладываются мигис, маленькие ракушки, которые, как считается, имеют магико-религиозную силу.  …В определенный момент все миде встают и, подходя к кандидату, «убивают» его прикосновением своих мигис. …Затем к нему прикасаются сумкой, и кандидат «воскресает». Его учат магической песне, а вождь дарит ему сумку из шкуры выдры, и кандидат вкладывает в нее свои мигис. Чтобы проверить могущество этих ракушек, кандидат по очереди прикасается ко всем членам братства, которые падают на землю как пораженные громом, чтобы затем воскреснуть после такой же процедуры прикосновения. Теперь кандидат убедился, что ракушки дают как смерть, так и жизнь".

Чтобы стать настоящим шаманом, кандидату необходимо обзавестись духами-помощниками. У тлинкитов кандидат с этой целью проводит в уединении в горах по нескольку недель, соблюдая половое воздержание и питаясь только одним видом корней. Наконец главный дух присылает ему "духа-помощника в виде выдры". Только тогда кандидат может приступить к своим шаманским обязанностям. 

Выдра играла большую роль в  шаманских представлених индейцев северо-запада Америки. "Посвящаемый шаман должен был убить выдру, вырвать ее язык и хранить в дальнейшем как святыню".

Использованные иатериалы:  

  1. Ю.Е. Березкин. Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам;
  2. Мирча Элиаде. Шаманизм. Архаические техники экстаза;
  3. З.П. Соколова. Животные в религиях.