В почтительном отношении народов Юго-Восточной Азии к крокодилам видны следы культа предка-тотема. Крокодил представлялся существом, причастным Нижнему миру и, как таковый,  соотносился с духами умерших, пребывавших в подводном загробном мире.

В качестве тотема  рассматривала крокодила народность лаквье, обитавшая в болотистой местности в долине Красной реки во Вьетнаме. Первопредком самих вьетов, считался Лак Лонг куан — Государь Дракон Лак, прообразом которого выступал крокодил.

Индонезийцы тоже сохраняли к крокодилу отношение как к своему предку: "Многие племена даяков Калимантана почитают в качестве своего предка крокодила и никогда не убивают его, обращаются к нему с почтительным обращением "дату" – "дедушка", сыплют ему в воду рис и другую пищу. …Даяки вообще полагают, что крокодилы в подводном царстве имеют человеческий облик и, лишь выходя оттуда на берег, превращаются в собственно крокодилов. Почитание крокодила у ряда даякских племен проистекает из того, что они считают крокодила слугой добрых речных духов – джата, а, например, ибаны Северного Калимантана полагают, что речной бог Рибаи сам иногда становится крокодилом. Крокодилов, змей и рыб считают своими предками папуасы района Дорей (о. Нумфор). Изображения этих животных вырезают на сваях специальной культовой постройки, посвященной предкам.  …среди бугов и макассаров Сулавеси существовала вера в то, что души умерших вселяются в угрей и крокодилов, а жители  маленького острова Буано (к западу от Серама) были убеждены, что души умерших могут жить в реках".

На о.Калимантан с "участием" крокодила проводились инициационные обряды. Так, мужчины народности ибанов, живущего в джунглях острова, надевали на себя головные маски, изображающие крокодила, и в них исполняли танец-пантомиму. Со временем подлинный смысл этого обряда с участием в нем предков-крокодилов был затемнен и во второй половине нашего столетия представлял собой уже развлекательную пантомиму, исполнявшуюся на свадьбах и праздниках наречения имени. 

В Западной Индонезии, в мифологических представлениях батаков, проживающих  на о. Суматра, триада  верховных богов состояла из  богов Сорипада, Батара Гуру и его младшего  брата  Мангалабулана, появившегося на свет из яйца бабочки. Сын Мангалабулама Туан Рума Ухир, имевший в верхнем мире облик ящера, спускается в средний мир, когда спустившаяся с неба раньше него Сидеак Паруджар создает землю. Там он принимает человеческий облик и порождает вместе с Сидеак Паруджар первых людей. В желудке убитого ими голубя пара первопредков находит семена культурных растений. По некоторым версиям Сидеак Паруджар после акта творения удаляется на луну. 

В мифологических представлениях нгаджу о-ва Калимантан вход в подводный мир находится в глубоком омуте на мировой реке. В этом мире обитает его божество – змееобразная богиня Джата. Она извечна, ее страну населяют антропоморфные крокодилы, принимающие звериный облик только на земле.

У кхмеров Кампучии (Камбоджи)  существовала вера в Крон Пали – духа, создавшего и поддерживающего землю, который иногда  представлялся крокодилом. Кхмеры его смешивают с Прах Тхорни – женской персонификацией земли, с Прах Пхумом – мужской персонификацией поверхности земли и с Прах Писнокаром, божественным  строителем, причем Крон Пали принимает на себя все их функции. Считалось, что от него зависит очередность сельскохозяйственных сезонов, успешное строительство домов и каналов. Ему посвящены обряды, связанные с выбором местоположения жилищ, храмов и каналов. Во время новогодних праздников проводился обряд в честь Кронг Пеали (Крон Пали) - божества земли и вод. По буддийской легенде Будда попросил у него столько земли, сколько он мог бы отмерить своими тремя шагами. Кронг Пеали согласился, не подозревая подвоха, и потерпел поражение, так как уже через два с половиной шага Будда покрыл всю землю. Проигравший  в споре был превращен в крокодила и отправился в подземный мир, а великодушный победитель завещал кхмерам устраивать церемонии в его честь. Согласно другим источникам это божество представлялось в образе змея, жившего в водах еще до возникновения земли. Ударами хвоста змей превращал воду в пену, которая затем превратилась в сушу. Кхмеры до сих пор верят, что находящийся под землей "нижний" мир водный, и живет там хтоническое божество Кронг Пеали, местоположение которого необходимо определить, прежде, чем приступить к сооружению жилища. Поскольку аналогичный обряд существовал в Индии, где жрец определял местоположение головы подземного змея и вбивал именно в это место первый клин, - чтобы будущее жилище стояло непоколебимо, - можно заключить, что и в кхмерском обряде устанавливалось местоположение именно головы.

В малайской мифологии нижний мир имеет ярко выраженный водный характер. В этом первичном безбрежном океане  плавает Земля. Все верховные боги пантеона  являются индуистскими по происхождению. Верховный демиург Батара Гуру отождествляется с синкретическим образом индуистской триады Шива-Брахма-Вишну.  Манифестацией Шивы на земле является тигр, в воде - крокодил.

В мифологических представлениях качинов Бирмы вначале существовал только безбрежный океан, в котором плавал крокодил (вар.  краб, рыба) Ширутру. Мутум, дух-создатель мира, насыпал не его спину землю. Женский дух отложил на землю гигантское яйцо. Оно разделилось на нижнюю половину, оставшуюся на земле, и верхнюю, ставшую небесным сводом. Когда крокодил Ширутру ворочается, происходят землетрясения. Мутум остался править в небесах, от него зависит жизнь и смерть. Он считается также божеством солнца, давшим людям зерна культурных растений.

Использованные материалы:

  1. Мифы и предания Вьетнама;
  2. Мифы народов мира, т. II;
  3. Ю. В. Маретин, В. Г. Трисман. Пережитки ранних форм религии у индонезийских рыболовов//Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии;
  4. А.А. Бернова. Религиозные обряды как один из истоков традиционного театра народов Индонезии//Мифы, культы, обряды народов зарубежной Азии;
  5. Мифы народов мира, т. I,II;
  6. Календарные обычаи и обряды народов Юго-Восточной Азии. Годовой цикл.