"Обычай татуировки на Гавайях связан был прежде всего с поминанием покойников. … В татуировке полинезийцев и на черепах предков островитян зафиксированы и изображения ящерицы или человека-ящерицы. Изображения животных в татуировке полинезийцев… связаны были , скорее всего, с представлениями о том, что инкарнирующаяся душа предка возвращается на землю, в мир живых, приняв зооморфный вид (бабочки, мухи, юркой ящерицы, красивой рыбки или птицы и т. п.) и возрождается в своем потомстве. Рисунки этих животных  (а по тем или иным признакам островитяне "догадывались", облик какого животного примет душа) накалывались на теле человека с целью быстрого внедрения и укрепления души предка в теле  его потомка.

Изображение на черепе (сначала тотема, а позднее любимого животного умершего) вырезалось после захоронения костяка также с тем,  чтобы ускорить возвращение души предка из мира духов.Жители других острововПолинезии – Тонга, Таити, где начинала складываться ранняя государственность, и где был развитый пантеон богов, верили в то, что ящерицы – это вместилища богов или их священные животные. На Таити, например, ящерицы были богами королевской семьи: когда в семье короля рождался ребенок, ему подносили ящериц, а жрецы взывали к ним о том, чтобы жизнь наследника была долгой и счастливой" .

У маркизцев ящерицы ассоциировались  со злом: еще в середине XXв. многие жители Маркизских островов испытывали необъяснимый страх перед этим безобидным животным.

Меланезийцы верили в перевоплощение духа умершего в ящерицу. Ящерица, вползающая в дом после смерти его владельца считалась возвратившейся в свой дом душой покойного. 

Использованные материалы:

  1. И.К. Федорова. Символика мотивов и элементов в татуировке полинезийцев//Фольклор и этнография.   Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры, 1990г.