Афродита, богиня любви, вышедшая из морской раковины на берег Кипра,  была по происхождению морской богиней,  власть которой распространялась на  море, землю и небо, зверей, птиц, рыб, людей и богов. При раскопках в Анапе были найдены терракотовые статуэтки Афродиты с зайцем, дельфином, голубем или яблоком. Там же был обнаружен и небольшой бронзовый бюст Афродиты со стилизованными рогами в виде полумесяца, обращенного вверх и тремя перьями мудрости. Заяц, дельфин и голубь – это маркеры трехчленного мира: неба (голубь), земли (заяц) и преисподней (дельфин)  и трех стихий – воздуха, земли и воды. Во многих древних религиях  рыбы связывались с богинями любви и плодородия. Греческая богиня любви и плодородия, земного и человеческого,  была рождена Матерью Водой, одним из образов которой была Рыба. Неудивительно, что в истории с Тифоном Афродита оборачивается именно рыбой. Древние греки почитали рыб священными и воздерживались их есть, полагая, что «тени мертвых снова могут стать людьми, если они войдут в бобы, орехи или рыбу, которые будут съедены их будущими матерями».

 

Плиний и  некоторые другие авторы отождествляли Тифона с кометой, вторжение которой на звездное небо вызвало переполох среди небесных богов. По одному из вариантов мифа Афродита, увлекая за собой юного сына Эроса, бросилась в воды, и оба превратились в рыб. Боги подняли их на звездное небо, и они стали зодиакальным знаком Рыб: южной – Афродита и северной – Эрос. По другому варианту, пересказанному Овидием в «Фастах», рыбы были помещены на звездное небо в благодарность за то, что вынесли на своих спинах богиню с сыном: «Ты, говорят, и твой брат (ибо вы сверкаете вместе / В небе) двоих на спине переносили богов. / Некогда, в страхе бежав от злодея Тифона, Диона / В день, когда Юпитер вступил в бой за свои небеса, / К водам Евфрата придя с младенцем своим Купидоном, / У палестинской реки села на землю она./…/ Ветер тут зашумел по роще; она испугалась/…Сжавши в объятьях дитя, она закричала: «Бегите, / Нимфы, на помощь ко мне, двух вы спасите богов!» / Прыгнула в реку – и тут близнецы их подняли рыбы: / Оба за это они звездами были почтены».  В мифе о Венере, приведенном Гигином,  богиня рождается из яйца, которое выкатили на берег из Евфрата рыбы, а высидела яйцо голубка. Юпитер дает этой Сирийской Богине выбрать желание, и она просит перенести рыб в число созвездий. И снова – голубь и рыба, неизменные атрибуты богини любви и плодородия.

В греческом мифе эта сирийская богиня именуется Деркето, дочерью которой считалась Семирамида,  превратившаяся в голубку и улетевшая на небо. В имени отождествляемой с ней полулегендарной вавилонской царицы Шаммурамат (IX в.) слышится  шумерское название юго-западной части нынешнего созвездия Рыб – Sim mah, «Великая Ласточка». Северо-восточная часть созвездия называлась в Междуречье Anunitum («Небесная госпожа»).  Считалось, что звезды "Небесной госпожи" отражают на небе реку Тигр, а звезды «Великой Ласточки» - Евфрат.  Обычно это созвездие именовалось «Хвостами» (Ziibbati Mes), в нововалонский период просто Zib. Зодиакальные Рыбы охватывают с востока и с юга Квадрат Пегаса, и на некоторых звездных картах Пегас изображался с рыбьим хвостом.К

Две зодиакальные Рыбы могут быть сопоставлены с символикой неба и преисподней. Мифы о Деркето, Семирамиде и Афродите связывают их именно с этими двумя стихиями. Рыба – «бессловное существо, связанное с нижним миром смерти и тайных знаний». Голубь  – дух, воспаряющий в небеса. На глобусе из неаполитанского атласа Фарнезе рыбы изображены крестообразно: одна - северная, расположенная вертикально, головой указывает на северный небесный полюс, вторая - южная, расположена горизонтально и указывает головой на запад.  "Не случайно северная Рыба указывает на район небесного полюса. Полярная звезда и полярная ось почитались во множестве инициатических традиций путем на небо и способом выхода из обычного человеческого состояния. Весьма примечательно, что в арабской традиции область, окружающая небесный полюс, представлялась в виде рыбы".(5)

Греческие мифы повествуют о том, что козлорогий Пан одновременно с Венерой обзавелся рыбьим хвостом, спасаясь от Тифона, что Немесида, спасаясь от преследований Зевса, обратилась в рыбу, что нереиды плавают по морю, сидя на дельфинах. О наяде, нимфе с острова Нозалы в Эритрейском море,  завлекавшей юношей и превращавшей их в рыб, поведал Овидий в «Метаморфозах». Солнце, которому был посвящен этот остров, превратило в рыбу ее самое.

Дельфин тоже был увековечен на звездном небе за помощь, оказанную Посейдону в поисках Амфитриты. Его имя носит созвездие Дельфина. «В гомеровских поэмах Амфитрита означает просто "море", причем там она не является женой Посейдона. Ее нежелание выйти замуж за Посейдона совпадает с нежеланием Геры стать женой Зевса, а Персефоны – женой Гадеса».(2) Однако, Посейдон берет в супруги Амфитриту, невзирая на ее старания избежать его любви. От этого брака родились Рода и Тритон.

В Афинах существовал праздник Дельфиниев, во время которого девушки несли молитвенные ветви, увитые белой шерстью. На коринфском побережье  у самого морского берега росла сосна и стоял жертвенник Меликерту. «Говорят, что к этому месту дельфин принес ребенка и что Сизиф, найдя его лежащим (на берегу), похоронил на Истме и в честь его устроил Истмийские игры".(7)  В этрусском погребальном искусстве дельфины перевозят души на потусторонние острова блаженных.

И, наконец, знаменитый Дельфиний  - одна из ипостасей Аполлона.  В прежние времена Аполлон-Дельфиний признавался изначальным покровителем мореходства, как об этом сказано в гомеровском гимне: «...так как впервые из моря туманного в виде дельфина близ корабля быстроходного я поднялся перед вами, то и молитесь мне впредь как Дельфинию».(I, 493-496) Современными исследователями были приведены убедительные соображения в пользу того, что "Дельфиний был восточным по происхождению божеством, и его функции заключались в покровительстве растительному и морскому живому миру», и что его имя является отражением "имени хеттского бога плодородия Телепинуса на греческой почве". Окончательное подтверждение тождества Телепинуса и Дельфиния основывается на анализе лингвистического материала. "Таким образом, историческое развитие культа Дельфиния в Греции заключалось в том, что первоначально это было божество растительного и животного мира, заимствованное греками из хеттской среды где-то в микенскую эпоху. ...Первоначальная хтоническая сущность Дельфиния на греческой почве видна из того обстоятельства, что места его культа известны не только в прибрежных, но и внутренних местностях (в Кноссе, Дреросе, Афинах, Спарте). В реликтном состоянии эта функция прослеживается в историческое время в Дельфах, где Аполлон (здесь он превоначально был Дельфинием, что видно из названия города) почитался под эпиклесой Ситалка в качестве покровителя злаков».(8)

Delphos в переводе означает "материнская утроба" и "матка", что соотносит сам образ мужского божества-дельфина с Матерью-дельфином: сын Матери-Рыбы или вышедший из чрева рыбы. Не случайно Аполлон выбирает местом своего святилища Дельфы -  ущелье древней Греции, название которого - delphi «означает на самом деле женский детородный орган».(9)  Оракул в Дельфах, называвшийся  Гай ("расщелина земли"), в давние времена принадлежал Гее, затем, Фемиде и перешел к Аполлону после его победы над  драконом.  В честь этого события каждые восемь лет устраивалось музыкально-драматическое представление, сюжетом которого было сражение Аполлона с драконом, очищение Аполлона в Темпейской долине и  его возвращение в Дельфы. 

 

 

Использованные материалы:

  1. М. В. Агбунов. Античная лоция Черного моря;
  2. Р. Грейвс. Мифы Древней Греции;
  3. Овидий. Фасты;
  4. Гигин. Мифы;
  5. Н.В. Мамуна. Зодиак мистерий;
  6. Овидий. Метаморфозы;
  7. Павсаний. Путешествие в Элладу, книга I;
  8. В.П. Яйленко. Архаическая Греция и Ближний Восток;
  9. Мирча Элиаде. Азиатская алхимия.