Back to Top

Сайт посвящен мифологическим представлениям народов мира

Животные в мифологии

Животные

Животные в мифологии разных народов

Черепаха: народов Месопотамии мифология

Шумерский барельеф черепахи. Музей ЛуврВ шумерском мифе описывается как храм Апсу был затоплен во время половодья, и как Энки удалось  прекратить наводнение. Миф гласит, как Нинурта "окрашивает волну в темный и желтый  цвет, делая ее сердце мятежным и  обращая ее лик против целого света".  Энки узнает о происходящем, и, когда чудовищная волна половодья обрушивается на храм Апсу,  посылает к Нинурте своего советника. Нинурта, однако, не поддается на уговоры и отказывается выйти. "Тогда Энки прибег к хитрости. Он создал черепаху, поместил ее у входа в Апсу и, солгав, объявил Нинурте, что его пост передан черепахе. Нинурта вышел наружу, черепаха ловко зашла ему за спину, быстро вырыла яму и сбросила туда Нинурту".

Подробнее...

Черепаха: египетская мифология

В античную эпоху на месте зодиакального знака Весов изображались клешни  Скорпиона; египтяне же изображали здесь двух черепах. «Египтяне, - писал Дж. Массей в «Типологии потопа и ковчега», - помещали двух черепах в  знаке Весов – измерителя наводнений. Это обозначало точное время в году в фиксированном Зодиаке, когда вода поднималась выше всего, а затем вновь начинала спадать и вновь показывалась земля. Это были две черепахи наводнения».

Подробнее...

Черепаха: индийская мифология

В мифологических представлениях Древней Индии с черепахой соотносится  основание земли. Считалось, что "земной диск вместе с горой Меру покоится на спинах четырех слонов: сильных, надежных и неизменных держателей мира. Слоны стоят на панцире огромной черепахи, а сама черепаха лежит на свернутом кольце – теле исполинской кобры". В другом варианте на черепахе покоится змей Шеша, а на нем - мир. Однако незыблемость земли, покоящейся на черепахе, подвержена разрушению в конце  текущего космического цикла - калиюги. Пураны по-разному описывают уничтожение мира в конце калиюги. В одной из пуран утверждается, что при появлении Вишну в аватаре Калки - верхом на белом крылатом коне - будут уничтожены все злые обитатели земли, а земля - повержена в пучину. Конь Вишну изображается с поднятой правой ногой. "Когда он ударит ею по земле, черепаха, поддерживающая змею Шешу, на клобуке которого покоится мир, упадет в бездну и тем самым освободится от своего бремени".  

Подробнее...

Черепаха: иранская мифология

В Юго-западном Иране, в Сузах, знаменитой резиденции Дария I, в погребении IV тысячелетия, среди расписных кубков и чаш найдена чаша, на дне которой "нарисована черепаха с направленными на нее сзади и спереди "зубцами гребешка". Черепаха по сей день считается в Восточной Азии символом плодородия и воды и в то же время – подземного мира и смерти. "Гребень" в древнем китайском письме обозначал дождь". Таким образом, "положенный в такую чашу череп покоился на животном, олицетворявшем подземный мир и возрождение, которому  способствовал  падавший с двух сторон дождь. Изображенные на кубках змеи и водяные птицы также связаны с водой, смертью и возрождением".

Подробнее...

Черепаха: греческая мифология

В мифологических представлениях древних греков черепаха соотносилась с Нижним миром. В трехчленной вселенной с подземным миром древних богов ассоциировался Тартар, название которого происходит от  слова "tartaruga" ("черепаха").

В цикле мифов о героических подвигах Тесея его четвертым подвигом было убийство коринфянина Скирона, сына Пелопса либо Посейдона. "Скирон обитал на Мегарской земле среди скал, которые по его имени называются Скиронидскими, и заставлял прохожих мыть ему ноги; когда же они приступали к мытью, он сталкивал их в пропасть на съедение огромной черепахе".  Тесей отказался мыть Скирону ноги, поднял его и  сбросил в море. Однако мегарцы помнили Скирона как честного и щедрого царского сына из Мегары и проводили в его честь Истмийские игры под предводительством Посейдона. Sciron означает "солнечный зонт", а поскольку в Аттике не было отмечено культа черепахи, Р. Грейвс полагает, что история о Скироне основана "на ряде сакральных изображений сбрасывания царя-жреца как фармака с Белой скалы". Сам Скирон и был тем фармаком*, которого во время Скирофории, отмечаемой в последний месяц года в день летнего солнцестояния, сбрасывали в море с зонтом для того, чтобы замедлить падение. Плавающий на волнах зонт и был той "черепахой", которая поджидала свою жертву. (*Фармак - человек, символически приносимый в жертву).

Подробнее...

Черепаха

Черепаха в мифологииЧерепахи - одни из древнейших животных Земли. Ведут свое происхождение  от пермских котилозавров и наибольшего расцвета достигли в мезозойскую эпоху. Отличительной чертой сухопутных черепах является медлительность,  пресноводные одинаково легко и ловко двигаются и в воде, и на суше, а морские черепахи на суше неуклюжи, но в воде быстроту и легкость их передвижения можно сравнить с полетом птиц.  Все черепахи откладывают яйца на суше, в выкопанные ямки. Однако самой примечательной особенностью  черепах является панцирь.  По твердости и прочности, и даже внешнему виду, он напоминает камень, поэтому черепаха стала символом  твердого основания. О черепахе, как опоре земли, повествуют мифы многих народов. Однако значение черепахи в мифологических воззрениях гораздо шире - она не только "держит" на себе землю, но и служит символом плодородия в виду большого количества  откладываемых ею яиц. В Европе античных времен  такой символ плодородия был широко распространен. Кроме того, черепаховый панцирь использовался и в магических обрядах - для защиты от града и колдовства, а "глаза черепахи в золотой оправе служили амулетом против сглаза". 

Подробнее...

Ящерица

Ящер в мифологииИзящные и юркие ящерицы распространены почти по всему земному шару, исключая холодные пояса. Отличительная черта: отбрасывание хвоста при опасности и  полная неподвижность, вызывающие у противника потерю интереса к "трупу". Такая уловка спасает ящерке жизнь, а хвост вскоре благополучно отрастает.  Некоторые ящерицы ведут наземный образ жизни, зарываются в песок, живут на деревьях и кустарниках, передвигаются по вертикальным поверхностям.  Морская ящерица живёт у линии прибоя и часто заходит в воду.

"Как животное, 'впадающее в зимнюю спячку' ящерица символизирует смерть с последующим воскресением, но, как явствует из изображений на монетах, она была убита солнечным богом (Аполлоном Сауроктоном). На древнеримских монетах она сопутствует богине здоровья Салюс, предположительно из-за своей способности к восстановлению утраченного хвоста… Подобно пчеле, ящерица может воплощать душу и в таком виде вышмыгнуть изо рта спящих, которые получают свидетельства этого после возвращения зверька". 

Подробнее...

Улитка

Улитка в мифологииУлитка благодаря своей спиралеобразной форме раковины тоже стала одним из участников мифологического описания мира. Спираль - это символ центра пространства-времени, из которого начинает разворачиваться Творение. В алтайской мифологии Эрлик, старший брат Ульгеня, начинает творить мир  в облике улитки,  добывающей со дна океана комок глины - будущую землю. О том, насколько древен мотив улитки-мироустроителя, свидетельствует бурятское представление об "эрлике" (букв. "кровожадный"), владыке подземного мира, которым становится Первый умерший. По мере развития мифологического мировоззрения последующие умершие, становящиеся владыками нижнего мира, ассоциируются уже с образами рыб, змей, хищных зверей, быков  и т. д.

В мифологических представлениях жителей тихоокеанского кораллового атолла Науру улитка выступает символом земли:  из раковины улитки  божественный паук-творец  Ареоп-Энап создает землю, из своего пота – первородное море, а из камней – людей.

Подробнее...

Морская раковина: греческая мифология

Морская раковина в мифологииАфродита, богиня любви греческой мифологии,  родившись из морской пены, на раковине добралась до острова Кифера, оттуда  до Пелопоннеса и  Кипра. "Самое известное посвященное ей святилище находилось в городе Пафос, где первоначальный белый аниконический образ богини до сих пор показывают среди руин грандиозного римского храма. Местные жрицы Афродиты каждую весну купаются в море и выходят из него обновленными". Кифера была важным центром критской торговли с Пелопоннесом, и именно через этот остров культ Афродиты мог достичь Греции. Эта критская богиня имела много ассоциаций с морем. На Крите обнаружено много следов почитания этой богини. К примеру, "пол Кносского дворца-святилища был выложен раковинами, а на украшении, найденном в Идейской пещере, Афродита изображена дующей в раковину тритона  с морским анемоном, лежащим у ее алтаря. Морские ежи и каракатицы считались ее священными животными. В ее святилище в Фесте была найдена раковина тритона. В раннеминойских захоронениях таких раковин было множество, причем некоторые из них были повторены в терракоте".(1)

Подробнее...

Морская раковина: индейцев Месоамерики мифология

Морская раковина в мифологииМорская раковина играла определенную роль в мифологических воззрениях одной из загадочных цивилизаций Месоамерики - ольмеков. Известно, что у ольмеков существовал своеобразный культ голов, наиболее ярко выраженный в создании их  гигантских каменных муляжей. В захоронениях обнаружены головы, покоящиеся отдельно от костяков.  Раковина входила в число погребального инвентаря, как это видно из раскопанного маунда - земляного кургана-гробницы. Возможно, она была атрибутом власти при жизни правителя, и в погребальном культе выступала тоже как символ власти, но уже божества подземного, в мир которого нисходил дух умершего.

Подробнее...

Подкатегории

Страница 10 из 11