Back to Top

Сайт посвящен мифологическим представлениям народов мира

Животные в мифологии

Животные

Животные в мифологии разных народов

Ящерица: коми мифология

Ящерица считалась атрибутом колдуна и была связана с прорицаниями. "Уже в названии пеж гаг (поганый червяк) заключена негативная оценка ее как существа нечистого, а в фольклоре она противопоставляется солнцу, является сторожихой кладов, способна понимать язык птиц и зверей. …Исключительное место в традиционном мировоззрении занимают представления о шеве - духе в виде ящерицы, мышонка, бабочки, червячка, личинки, волоса, комочка шерсти, проникающем в человека и вызывающем различные патологические состояния.

Подробнее...

Черепаха: монгольская, бурятская и алтайских народов мифология

По монгольским мифологическим представлениям земля имеет форму диска или квадрата, углы которого  соответствуют 4 сторонам света, и покоится на брюхе гигантского водяного животного – черепахи или лягушки (Алтан Мелхий, «золотая лягушка»), четыре лапы которого соответствуют сторонам света. Иногда водяное животное держит на себе мировую гору. Согласно поздним космогоническим сюжетам, восходящим к мифу о Вишну, демиург переворачивает на спину плавающую в мировом океане гигантскую черепаху или лягушку и водружает на нее только что созданную землю (или сам превращается в черепаху).

Подробнее...

Черепаха: мифология Полинезии, Океании, о. Пасхи

Татуировка маори (Новая Зеландия) в виде черепахиНа о. Самоа черепаха "считалась божеством-покровителем отдельных родов, и человек, чей бог принимал облик этого животного, не мог есть черепашье мясо. А помогая соседу разделывать черепаху (на это табу не распространялось), он должен был завязывать рот повязкой из тапы, чтобы дух черепахи в виде эмбриона не попал ему в желудок и не разорвал его, превратившись в большую черепаху".

На о. Таити считалось, что "черепаха была тенью, или ата, богов, хозяев океана… таитянские святилища, посвященные богу-воителю Оро, отличались от остальных марае тем, что со всех сторон в них закладывали камни, имевшие очертания черепашьих голов. Черепашье мясо у таитян считалось священной пищей богов – есть его могли лишь вожди и жрецы, отправлявшие жертвоприношения богам; на Мангареве черепашье мясо разрешалось есть только жрецам". Связана черепаха была с богом Ронго (Оро)  и на о. Раиатеа.

Подробнее...

Черепаха: тибетская мифология

Для пригималайской и восточных зон Тибета характерно представление о вселенной в виде материка, плавающего в океане на спине огромной черепахи или рыбы, придавленной для большей устойчивости горой. Черепаха считалась живой моделью Вселенной: "Вся Вселенная умещается в черепахе. Голова ее обращена на юг, хвост – на север, лапы – на восток и запад. Юг содержит элемент огонь и соответствует знакам лошади и Змеи; запад – это металл или Петух и Обезьяна; север – вода или Свинья и Мышь; восток – дерево или Тигр и Заяц".

Подробнее...

Черепаха: народов Юго-Восточной Азии мифология

У народов Юго-Восточной Азии черепаха  была символом земли, моря, долголетия и прочности. Божество моря Тхэн Биен представлялось в виде гигантской черепахи, покоящейся на дне моря. Морские приливы и отливы объяснялись ритмом его дыхания:  вдох - отлив, выдох - прилив. Если черепаха начинала ворочаться, на море поднимались волны и начиналась буря. 

У вьетов черепаха входила в число четырех сверхъестественных животных: феникс, дракон, черепаха и единорог (или лошадь-дракон). В первых числах нового года вьеты справляли Праздник весны. Впереди торжественной процессии шли знаменосцы с пятью белыми флагами, символизировавшими пять элементов, и четырьмя разноцветными, символизировавшими стороны света. "Вслед за четырьмя флагами "сторон света" несли еще четыре. На первом был изображен дракон - символ императорской власти, а также символ водной стихии, на втором лев (символ силы, символ земных сил), на третьем - черепаха (символ мудрости) и на четвертом - мифическая птица-феникс (символ бессмертия)".

Подробнее...

Черепаха: корейская мифология

Каменные изваяния черепах в корейском храмеВ корейской мифологии черепаха, также как и в китайской,  соотносится с севером: одним из 4-х священных зверей – духов 4-х сторон света был "Черный воин" – Хёнму, дух-охранитель севера, который  имел облик черепахи, обвитой змеей, с противостоящими друг другу головами с высунутыми  языками. «Черепаха живет 10.000 лет, отчего она служит символом долговечности и силы; поэтому громадные высеченные из дикого камня черепахи нередко украшают ворота и стены как крепостей, так и частных домов. Громадные высеченные из камня черепахи служат также на могилах основанием для памятников; надгробная плита устанавливается стоймя на спине черепахи. Государственная печать Кореи имеет тоже форму черепахи и высечена из мрамора».

Подробнее...

Черепаха: африканских народов мифология

У нигерийской народности нгбо черепаха является символом  богини земли и плодородия  Але (Ала, Ана, Ани, Айя). Считалось, что Але  создала землю и растительность. От нее зависит урожай.По некоторым мифам ее супругом выступает громовержец, символ которого – змея. В др. вариантах он ее брат. Их общий символ – крокодил, их общий посыльный на землю – Абара. Как слуга Але он держит в одной руке траву, в другой – меч. Наказывает людей от имени Але. Главный предмет культа Але – огромный барабан, в который били во время войны и на который складывали головы врагов.

Подробнее...

Черепаха: китайская мифология

Скульптура черепахи. КитайОдним из персонажей древнекитайской мифологии выступает гигантская черепаха Ао, плавающая в море. На ее  спине лежат три священные горы – Инчжоу, Пэнлай и Фанчжан. "Древние комментаторы сообщают, что иероглиф "ао", ныне вышедший из употребления, означал огромную морскую черепаху". В средневековой китайской литературе Ао стала символом достижения высшей учености и высших ученых степеней. Дух Полярной звезды и покровитель экзаменов изображался стоящим на спине Ао. В отдельных случаях его изображали как рыбу, иногда и с человечьей головой. Существовало представление о горе Ао - Аошань, располагавшейся на островах блаженных.

Подробнее...

Черепаха: индейцев Центральной Америки мифология

В мифах индейцев Центральной Америки образ черепахи отражает представления о земле как  о твердой основе, о плавающем острове, транспортном средстве, перевозящем людей  после потопа и даже  скаковом  животном мифических предков. У горных тотонаков земля ассоциировалась  с водяной черепахой, вырастившей у себя на спине Молодого Бога Кукурузы. Майя в росписях на сосудах изображали рождение бога Кукурузы «из зияющей трещины в спине водяной черепахи». На некоторых изображениях этот бог появляется из расщепленной горы. Возведенные майя  платформы и пирамиды в Калакмуле (юг Мексики) обрамляли площадь, на которой плоский выход коренного известняка был покрыт "резными фигурками, изображавшими появление предка всех людей из нижнего мира через трещину в панцире черепахи-Земли. Первый Отец был возрожден в облике бога маиса, который вырастал из земли подобно растению кукурузы". С возрождением майя связывали три звезды пояса Ориона, называя их "либо тремя камнями, что установлены в "сердце творения", либо "черепахой возрождения". Кроме "черепахи возрождения" майя было известно созвездие  Черепаха (Ак),  состоявшее  из  звезд созвездия Близнецов. "Майя использовали их для определения времени в ночные часы". Ударные инструменты изготовлялись из панциря черепахи. 

Подробнее...

Черепаха: индейцев Северной Америки мифология

Символическое изображение черепахи у Североамериканских индейцевСимволом черепахи у североамериканских племен был «круг с шестью выступами, обозначающими голову, хвост и ноги». Индейцы  лакота считали, что «первоначально черепаха была огромной, могучей, опасной и ловкой. Один из источников ее силы заключался в способности действовать как в воде, так и на суше». Поэтому черепахе приписывались функции «хранителя жизни»,  и ее изображение первым делом помещали на пупок новорожденному. При этом одна часть обрезанной пуповины вместе с ароматными листьями  вкладывалась в мешочек в виде черепахи, а вторая зарывалась в землю. Мешочек-черепашку ребенок должен был носить на спине, и когда он начинал ходить и шалить, говорили, что он «ищет свою пуповину». В медицинской практике считалось, что черепаха помогает при хирургических операциях, а растертое в порошок черепашье сердце «смешивали с водой и принимали вовнутрь для заживления ран».

Подробнее...

Подкатегории

Страница 9 из 11